ФИЛЬМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ
О чём фильм «Обыкновенное чудо» (Режиссёр Марк Захаров по пьесе Евгения Шварца http://starodymov.ru/?p=23257 )?.. На такой вопрос существует несколько ответов. А я вот хочу обратить внимание на такой. Это фильм о том, как Волшебник, сотворивший чудо, постепенно понимает, какую ошибку он совершил! Он забавлялся, потом усомнился, потом одумался, да уж поздно было – и получилась трагедия!
Да-да, понимаю: в фильме трагедии всё же не случилось, а поскольку всё обошлось хорошо, то можно на том и успокоиться – мол, и нечего на этом заострять внимание. Ну а если всё же заострить?..
В фильме речь идёт об ответственности человека за свои деяния! http://starodymov.ru/?p=16965 Конечно, в первую очередь задумываешься об ответственности героя Абдулова за любовь и возлюбленную. Но ведь вся сложившаяся ситуация в целом – это результат пренебрежительного отношения к людишкам, к живым существам в целом со стороны Волшебника! Ну подумаешь, казалось бы, что тут такого: изменил судьбу медведя, сделав его человеком!.. И потом наблюдал: а что он станет делать?.. Пусть будет доволен мишка, что попал из животного мира в мир сапиенсов!.. Ну подумаешь, задал изначальный параметр: чтобы к тому вернулась его природная сущность, его должна поцеловать принцесса!.. И потом наблюдал: и как это произойдёт?.. http://starodymov.ru/?p=23317
Волшебник не подумал изначально, что играет не с куклами, а с живыми душами живых людей! http://starodymov.ru/?p=4254
А мы в повседневной жизни своей часто ли задумываемся об этом? Мы, не волшебники, а простые люди, не обладающие никакими сверхвозможностями, в повседневных поступках своих – всегда ли мы пытаемся провидеть, чем отзовётся мой лично поступок для кого-то?.. Минимизировать негативные последствия неких наших действий?.. http://starodymov.ru/?p=17080
Встречаясь с женщиной, а потом оставляя её, думаем ли мы о том, каково ей остаться брошенной?.. http://starodymov.ru/?p=16432 Подготовив публикацию для СМИ, всегда ли я думаю о том, как она может откликнуться для человека, о котором идёт речь?.. http://starodymov.ru/?p=2813 Всегда ли у меня хватает такта и корректности в разговоре с другими людьми?.. http://starodymov.ru/?p=23900
Человек эгоистичен по сути своей, именно себя он видит центральной фигурой Мирозданья! Это, в общем-то, естественно, коль каждый из нас наделён собственным Я. Плохо то, что мы не осознаём себя частью целого, а видим мир по формуле «Я плюс все остальные». А то и «минус остальные».
Чем отзовётся наше действие?.. О том и фильм! http://starodymov.ru/?p=17178
Право, в картине хорошо показан процесс прозрения Художника! Пардон, Волшебника!..
Волшебник, равно как и художник, создаёт свои миры. И тот, и другой не может не творить уже по сущности своей.
Но тут ведь вот в чём штука: создав новый мир, наделив его героев натурой, установив в этом мире законы, автор утрачивает над ним свою всесильность!.. Бог (Волшебник, Художник) может, конечно, вмешаться и нарушить в своём творении установленный порядок, однако это уже станет там аномальным явлением, не вписывающимся в установленный ход событий.
- Ты мне больше неинтересен! – говорит Волшебник герою Абдулова – жертве своих жестоких экспериментов.
(Любопытно, что ту же фразу произносит Великий Инквизитор герою Хабенского в замечательном фильме, о котором я уже упоминал множество раз – «Небесный суд» http://starodymov.ru/?p=16965 ).
По сути, это и есть вмешательство в естественный ход повествования. Потому что этот герой именно таков: он ради любви способен отказаться от любимой. Ему требуется толчок извне, чтобы переступить через своё представление о том, что есть правильно!
Но правильно ли?!. Это хорошо, что волею авторов всё завершилось ко всеобщей радости! Но я вспоминаю фильм моей молодости «Локис» – сюжет сходен, да финал разный. Или книгу моего доброго товарища Владимира Фёдорова «Сезон зверя» http://starodymov.ru/?p=22550 …
Сюжет и придуманный финал в произведении можно подкорректировать. В жизни слишком часто это невозможно!
И ещё. По фильму, Мир, созданный Волшебником, начинает жить своей жизнью. И его обитатели уже не подчиняются безусловно воле своего создателя. В финале они приходят к Волшебнику без его воли. Они ещё не утратили потребности в нём, но уже на пути к этому.
Повторюсь: это фильм об ответственности за свои поступки!
Согласен с Вашими выводами, Николай Александрович! И сама пьеса хорошая, и фильм, но я недавно открыл первую киноверсию пьесы: фильм “Обыкновенное чудо” Эраста Гарина. И я просто влюбился в эту чёрно-белую киноленту.
А я попытался её смотреть, но отказался от затеи. Наверное, слишком привык к привычной версии.