АВГУСТ:

СОБЫТИЯ ВОЙНЫ 12-го года

Повторю то, о чём писал в предыдущем обзоре. Я стараюсь приводить даты по т.н. новому стилю. Однако где-то могу и ошибиться (homo sum) – в источниках с датировкой той войны такая неразбериха!.. Так что если вдруг в какой-то дате окажется ошибка, заранее приношу свои извинения.

Предыдущая хроника: http://starodymov.ru/?p=40811

.

1 августа 1812 года – погиб Яков Кульнев, русский полководец.

См.: http://starodymov.ru/?p=29109

.

2 августа 1812 года – в Смоленске после долгого отступления от границы встретились, наконец, командующие русскими армиями: Михаил Барклай-де-Толли и Пётр Багратион; в виду явной опасности для страны они искренне пытались оставить распри на потом, а сейчас озаботиться тем, чтобы объединиться. Однако они слишком по-разному смотрели на войну, чтобы взаимотерпимость продлилась долго.

Барклай-де-Толли: http://starodymov.ru/?p=39608

Багратион: http://starodymov.ru/?p=23665

.

2 августа 1812 года – от армии отделяется «летучий отряд» Фердинанда Винцигероде, первый партизанский отряд той войны. В результате налёта на Витебск он захватил 800 пленных; с этого события можно начинать отсчёт партизанской деятельности.

.

2 августа 1812 года – в Москве начали распространяться т.н. «афишки». Их можно считать предтечей Сводок Совинформбюро. Генерал-губернатор Москвы Фёдор Ростопчин в них сообщал о ситуации на фронте, а также вёл агитационную работу «на злобу дня». На мой взгляд, очень важное дело – эти «афишки»; они стали немаловажным информационным элементом всей войны. При этом следует признать, что в значительной степени эти листовки спровоцировали всплеск выступлений москвичей против проживавших в Первопрестольной иностранцев.

См.: http://starodymov.ru/?p=25582

.

4 августа 1812 года – в Смоленске русскую армию пополнили 27 резервных батальонов.

.

6 августа 1812 года – состоялся военный совет в Смоленске. Барклай настаивает на дальнейшем отступлении. Но большинством голосов решено дать сражение. Право, я бы голосовал на битву – как можно Смоленск оставить за просто так!..

Сколько ж под стенами этого города кровушки пролилось за всю его многовековую историю!

.

7 августа 1812 года – русская армия вроде как начинает движение в сторону вырвавшейся вперёд группировки неприятеля с намерением её разгромить. Однако Барклай, будучи противником активных действий, действует настолько медленно и неуклюже, что успеха быть не может в принципе. Он как будто выжидает, когда же французы обнаружат манёвр, предпримут против него действия, чтобы, воспользовавшись этим предлогом, продолжить общее отступление.

.

8 августа 1812 года – атаман Матвей Платов разгромил у Молева болота авангард корпуса Мюрата. Парадоксально, но после этого успеха всё движение русской армии теряет смысл – намерение её проясняется, а сражаться против всей армии Наполеона Барклай вообще не намерен.

Платов: http://starodymov.ru/?p=26293

.

9 августа 1812 года – получив извести о стычке, Наполеон поднимает армию в готовности к битве.

.

11 августа 1812 года – в поисках союзника против Барклая Багратион пишет Ермолову письмо, в котором указывает, что действия Барклая прямо играют на руку Наполеону.

Генерал Ермолов: http://starodymov.ru/?p=37286

.

12 августа 1812 года – боестолкновение армии Тормасова (18 тыс.) и Шварценберга (40 тыс.) у Городечно; сражение завершилось, по сути, вничью, однако Тормасов счёл за благо отойти.

В этом сражении принимал участие и отличился генерал-майор Пантелеймон Бенардос, о внуке которого, Николае Николаевиче, великом изобретателе, недавно шла речь.

См.: http://starodymov.ru/?p=40875

.

14 августа 1812 года – знаменитое сражение у пос. Красное: дивизия генерала Дмитрия Неверовского, наполовину состоявшая из новобранцев, смогла выдержать наступление конницы  маршала Иоахима Мюрата, отошла в полном порядке, что предоставило Багратиону ещё немного времени для подготовки Смоленска к отражению основных сил Наполеона. Некоторые историки считают, что значение этого боя преувеличено; однако из множества таких частных стычек и состоит война, каждое играет на конечную победу.

.

16 августа 1812 года – начало Смоленского сражения.

Напомню, что Смоленскую крепость строил знаменитый градостроитель Фёдор Конь.

См.: http://starodymov.ru/?p=3689

.

18 августа 1812 года – русская армия оставляет пылающий Смоленск.

Сожгли и мосты через Днепр, но это значения не имело – французы легко наши броды.

.

19 августа 1812 года – сражение у Валутиной горы.

Отряд генерала Павла Тучкова в течение дня прикрывал отход армии Багратиона. Лично возглавивший контратаку Тучков получил несколько ранений, штыковых и сабельных, попал в плен, где и оставался вплоть до 1814 года. Согласно легенде, Наполеон лично навестил раненого и просил Павла Алексеевича написать письмо Александру I с просьбой о мире, однако генерал отговорился тем, что не уполномочен на подобные переговоры. В беседе с Тучковым Наполеон императора Александра называл другом, и осуждал исключительно за его приверженность к иностранцам; в частности, за доверие к Барклаю.

.

20 августа 1812 года – главнокомандующим русской армией назначен генерал-от-инфантерии Михаил Кутузов.

Признаться, мне как-то непонятно это назначение. Считается, что при дворе у Кутузова сторонников было не так много, что Александр его не любил… Но вот назначил и потом всецело доверился престарелому полководцу, действовал по принципу «Надеюсь, ты знаешь, что делаешь»…

См.: http://starodymov.ru/?p=11901

.

Примерно 20 августа 1812 года – в Москву начали приходить подводы с ранеными.

Фёдор Ростопчин срочно организует первый госпиталь, выделив под него Головинский дворец. Потом организуют и другие здания, в частности, здание на Кудринской площади, мимо которого я в течение нескольких лет ходил на работу в МСПС. Фёдор Фёдорович срочно мобилизует врачебный персонал, формирует штаты лечебных заведений.

.

21 августа 1812 года – и в последующие дни отход русской армии прикрывает отряд под командованием атамана Матвея Платова.

.

22 августа 1812 года – состоялись испытания летательного аппарата Франца Леппиха.

Испытания показали, что на эту авантюру деньги потрачены впустую… Хотя… С другой стороны, развитие техники невозможно без тупиковых вариантов, это закономерно. Другое дело, что во время войны 150 тысяч рублей и десятки подвод, на которых эвакуировали имущество, можно было бы использовать с большей пользой. Но это, конечно, если рассуждать задним числом.

.

24 августа 1812 года – военным министром назначен Алексей Горчаков.

Для Барклая-де-Толли это стало ударом. Несмотря на то, что я не приемлю стратегию Барклая на ту войну, предателем его всё же не считаю. И снятие с постов – болезненный удар по самолюбию военачальника.

.

25 августа 1812 года – французы занимают Дорогобуж.

.

28 августа 1812 года – Наполеон вступает в Вязьму.

.

29 августа 1812 года – к армии прибывает Михаил Кутузов.

Уж скандировал ли народ «Пришёл Кутузов бить французов», или это позднейшая придумка биографов, кто знает. Но армия нуждалась в новом полководце, и Кутузов на эту роль подходил как никто иной. Большой хитрован, Михаил Илларионович умел изображать простачка, что нравилось солдатам. Раевские, Тучковы, Воронцовы, не говоря уже о военачальников с немецкими фамилиями, тоже были любимы войсками, однако они оставались высокородными аристократами; и только Кутузов казался своим… По популярности с ним мог сравниться разве что Багратион.

.

30 августа 1812 года – заключена Конвенция между Россией и Швецией. По сути, король Юхан, он же генерал Бернадот, решил поддержать Александра против Бонапарта. По большому счёту, Бонапарт сам в этом виноват: соперников такого потенциала, как Бернадот нужно держать в друзьях на коротком поводке, а не отталкивать во вражеский стан…

Постараюсь вернуться к этой теме.

Любопытный факт: http://starodymov.ru/?p=35034

.

31 августа 1812 года – к порту Данцига подошла британская эскадра с русским десантом – малоизвестная страница той войны.

Это стало всего лишь демонстрацией. Решительных действий эскадра не предпринимала, десант имела небольшой, однако Лондон показал Наполеону, что ежели что, может и вдарить…

.

31 августа 1812 года – граф Фёдор Ростопчин потребовал на совещании от Кутузова чёткого ответа, будет ли сдана Москва, и в случае, если это произойдёт, следует ли её поджигать…

Этот же вопрос он задавал принцу Евгению Вюртембергскому и генералу Алексею Ермолову. Я склонен верить мемуарам Ростопчина, в которых он утверждает, что ни от кого вразумительного ответа он не получил. Оно и понятно: кто ж возьмёт на себя такую ответственность!..