Начало: https://starodymov.ru/?p=40635
Военная проза – отдельное направление в литературе, характерное не только для русской, но и для общемировой культуры, с богатой, но одновременно и с трагичной проблематикой.
Проза Николая Стародымова, на мой взгляд, заслуживает безусловного внимания, особенно на фоне современной литературы о войне. Слишком много в наши дни «массовой», ориентированной на однократное прочтение, литературы, которая лишена всякой глубокой проблематики, призвана лишь создавать у читателя определенные эмоции (аттракцион страха для больших мальчиков), стоит в одном ряду с детективами и является в лучшем случае беллетристикой. Это даже не аналитическая «Альтернатива» Юлиана Семенова, это просто «пиф-паф», как иронизирует иногда наш сегодняшний писатель, Николай Александрович, которому издатели рекомендуют «побольше трупов в тексте».
Задача академического литературоведения – дать ориентиры издателю и читателю.
Не буду перечислять имена этих военных писателей, книги которых в изобилии лежат на «развалах», в мягких переплетах и изданы большими тиражами на газетной бумаге, это коммерческие книги. Эти книги трудно назвать продолжением традиции, в которой есть психологически глубокий и многомерный образ воина, представление о Родине, нелинейное отношение к врагу. Образ войны есть в русской классике не только в собственно «военном» направлении XX века – а это и Борис Васильев, и Борис Полевой, и Константин Воробьев, Василь Быков, Александр Бек, Михаил Шолохов, это Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Юрий Крымов, это поэты Константин Симонов и Александр Твардовский, это ничего не увидевший в войне кроме животного страха Булат Окуджава, это неоднозначно воспринявший войну с Гитлером Василий Гроссман, отрицавшие ее поствоенное патриотически восторженное восприятие Виктор Астафьев и Георгий Владимов. Это неожиданно увидевший человека в солдате-враге Константин Воробьев, показавший связь передовой с тылом Борис Полевой, это и «лейтенантская проза», и «окопная проза», и сращение войны с историческим романом-эпопеей у Григория Коновалова, с темой производства у Валерия Попова и Александра Бек, ну и так далее.
Война Гражданская – это «Тихий Дон» Шолохова, и «Белая Гвардия» Булгакова.
Я уж не говорю о классике; это, конечно, в первую очередь Лев Толстой – от «Казаков» до «Войны и мира».
.
Военная литература: https://starodymov.ru/?p=29910
Юлиан Семёнов: https://starodymov.ru/?p=38868
Борис Васильев: https://starodymov.ru/?p=17437
Борис Полевой: https://starodymov.ru/?p=38026
Константин Воробьёв: https://starodymov.ru/?p=35584
Василь Быков:
Александр Бек:
Михаил Шолохов: https://starodymov.ru/?p=23704
Юрий Бондарев: http://starodymov.ru/?p=32931
Григорий Бакланов:
Константин Симонов: http://starodymov.ru/?p=31152
Александр Твардовский: http://starodymov.ru/?p=39413
Булат Окуджава: https://starodymov.ru/?p=24961
Василий Гроссман:
Виктор Астафьев: http://starodymov.ru/?p=26165
Михаил Булгаков: http://starodymov.ru/?p=37429
Лев Толстой: http://starodymov.ru/?p=35458
Мои любимые книги о Гражданской войне: http://starodymov.ru/?p=26491
К записи "Анна Гаганова: ВОЕННАЯ ПРОЗА НАШИХ ДНЕЙ. Ч.-1: Ретроспектива" пока нет комментариев