А КАК БЫ Я ПОСТУПИЛ В 1940-м?..

Об этом заставляет задуматься спектакль,

поставленный коллективом школы №1927

Люблю самодеятельность. В самом прямом смысле этого слова: люблю смотреть постановки, в которых задействованы школьники, и которые ставят, так сказать, для внутреннего потребления. Да, как правило, у режиссёра и актёров недостаёт мастерства, однако это с лихвой окупается желанием донести что-то до зрителя.

Что такое самодеятельный спектакль?.. Это когда на сцену выходят твои же товарищи, показывают представление, ты восхищаешься, и потом идёшь домой рассказывать родным и друзьям, как здорово сыграли Оля, Сергей или кто ещё… Так?.. Да нет, братцы, это далеко-далеко не так!

Когда в течение часа на сцене разворачивается действие – это только заключительный, самый яркий и единственно благодарный временной отрезок работы самодеятельных актёров. А что до этого?..

Завершились уроки. Детвора занимается… Да кто чем! Кто-то делает уроки, кто-то гоняет мяч, кто-то погружается в бездну интернета, кто-то бездумно чатится, кто-то и вовсе балду гоняет… И есть группа энтузиастов, которые в это время готовят будущий спектакль: учат роли, разыгрывают фрагменты, выстраивают мизансцены… И это – не ради оценки, не ради какого-то бонуса. Так ради чего?!

Да кто бы ответил: что такое творческое начало в душе человека, что за внутренняя потребность движет (в данном случае) учеником, который пренебрегает обычными забавами ради того самого часа, во время которого будет разворачиваться на сцене действо?.. Наверное, специалисты могут объяснить это с точки зрения высокой науки. Я же с точки зрения обывателя говорю просто: с огромным уважением отношусь к школьной художественной самодеятельности в целом, и к участникам её в частности.

В московской школе №1927, что в Новокосино, уже несколько раз с огромным успехом прошёл спектакль «А завтра была война». Насчёт «огромного успеха» – это не дежурный словесный штамп, это действительный факт. Школьный зал переполнен, и попасть на спектакль желающих всегда больше, чем может вместить помещение.

Пересказывать спектакль «А завтра была война» нет необходимости. Он поставлен по известной повести Бориса Васильева, по ней же снят художественный фильм… Напомню только, что действие происходит в 1940 году.

Конечно, действие любого спектакля протекает на фоне конкретного времени. 1940 год?.. Значит, предощущение войны, значит, репрессии, значит, идеологическое влияние на умы и души школьников, значит, неизменное размежевание на оголтелых «сталинистов» и подавленных ими прогрессивно настроенных интеллигентов… Всё так. Только согласимся, что политический и идеологический фон может быть каким угодно – натура человека остаётся не то чтобы неизменной, но основа её под влиянием обстоятельств трансформируется не столь уж сильно. Честный человек, как правило,  остаётся честным, принципиальный остаётся принципиальным, ну а подлюка – его хоть в рай определи, он и там найдёт на кого «стучать».

Так что постановка эта – не о времени. Она – о людях в том времени! Она – о душе, о любви, о моральных ценностях…

Перед нами проходит череда образов. Девушка запредельно принципиальная, девушка-веселушка, девушка, которая не смогла перенести арест отца… Юноши представлены чуть слабее, они вторичны, но тоже узнаваемы: осторожный, беспринципный, не побоявшийся первым подняться на защиту друзей… Взрослые: верные ленинцы, до беспощадности верные сталинцы, интеллигенты, считающие, что нельзя отрекаться от культуры минувших эпох…

Поставила спектакль преподаватель школы Ирина Хачатрян. И она сумела решить очень сложную задачу. Ведь сама по себе повесть, надо сказать, не слишком сценичная. Действие её разворачивается в самой разной обстановке: в школе, на квартирах разных действующих лиц, на улице, в лесу, на кладбище… Да много где! И всё это многообразие требовалось втиснуть в один сценический час. Режиссёр справилась с такой задачей, на мой взгляд, блестяще.

Декорации в спектакле играют в некотором роде декоративную, условную роль. В какие-то моменты их просто перестаёшь замечать, принимаешь их условность. Стоят столы-парты – это класс. Чуть передвинуты – учительская. Опрокинут стул – в квартире прошёл обыск. Выставили на столик поднос с напитками – квартира и вечеринка… И всё это – споро, легко, так, что принимаешь перемену декораций как часть действа, которое не отвлекает от развития сюжета.

А ещё очень здорово организована подсветка. Основное действие спектакля проходит в центре сцены. Однако в углах её оборудованы дополнительные элементы обстановки, играющие на сюжет. Плюс у той же сцены имеется дополнительная боковая площадка. И перед сценой оставлено небольшое пространство, на котором также разыгрываются некоторые сцены. Так вот, «юпитеры»  при необходимости высвечивают именно тот участок пространства, на котором в данный момент разворачивается действие. Скажете, не нов приёмчик?.. Да кто бы спорил! Только если его умело применять – цены такому ходу нет!

Но и это ещё не всё! Светом «играли» ещё вот как. Нужными светофильтрами авторы добиваются создания настроения. Сияющие в ярких софитах белые фартучки и рубашки – ощущение радостного солнечного дня. Приглушённые синеватые цвета – настроение минора. Ну а красный – цвет тревоги… Наверное, не каждый зритель обратил внимание на то, что не только игра актёров, но и игра светофильтров создавала нужное настроение.

…Спасибо Ирине Хачатрян (на снимке – крайняя слева)! Спасибо актёрам! Спасибо коллективу школы №1927 за постановку!

Я не знаю, существует ли нынче какая-то городская программа стимулирования школьных творческих самодеятельных коллективов, проводятся ли соответствующие городские смотры. В наше время этими делами занимались пионерские и комсомольские организации. Сейчас – не знаю. Но знаю определённо: подобные почины следует поддерживать всенепременно.

А чем хорош именно этот спектакль? Он патриотичен по сути своей. Он рассказывает о сложности того времени, о том, что не всё было однозначно мрачно, как нам нередко показывают и вещают в СМИ. Он – о великой воспитующей силе искусства и литературы… И он о дне сегодняшнем тоже, потому что заставляет каждого зрителя думать, а как бы он лично поступил в той ситуации; а если человек задумывается о себе, то это уже современность…

И в завершение. В спектакле участвует много действующих лиц – человек двадцать, наверное. Все играли по-разному – актёрским талантом наделены, конечно, все в разной степени. Мне лично по-настоящему понравилась игра троих молодых людей, ну, ещё несколько строго следовали режиссёрской воле и их герои получились несколько схематичными, а потому узнаваемыми, но как актёры нераскрывшимися… Но отмечать никого персонально не стану.

Только ещё раз поблагодарю весь коллектив.