1 или 2 июля 1431 года – умер Фотий,

митрополит Киевский и Всея Руси.

Впрочем, кафедру к тому времени уже перенесли в Москву…

О том, что пришла пора подводить итог земной жизни, что пора готовиться к кончине, святителя заблаговременно известил явившийся ему во сне ангел!.. И Фотий использовал эту информацию вполне рационально: написал духовную, оставил преемникам митрополию в должном порядке.

…Когда я прочитал об этом факте, поневоле задумался, попытался представить, о чём думал, как подводил итог жизни этот неординарный человек. Неординарный, впоследствии возведённый в ранг святого – но всё же человек, человек из плоти и крови… Как он оценивал прожитую жизнь, которая вполне могла сложиться совершенно по иному лекалу?.. Писал же он в Духовной, что время его служения в ранге митрополита стало временем «непрерывных скорбей, слёз и рыданий»…

Вполне понятно, что сегодня мне, человеку с неопределёнными верованиями, проникнуть в психологию церковного иерарха XV столетия попросту невозможно. Но я попытаюсь объяснить, что меня сподвигло попытаться если не сделать это, то по меньшей мере поразмышлять.

…Будущий святой Земли Русской родился в Греции, в островной византийской крепости Монемвасия. С малолетства он решил посвятить себя духовной жизни. По всей видимости, произошло это под влиянием местного священника, который со временем стал митрополитом этой же территории.

И вот вопрос… Воспитав в мальце жажду подвижнического подвига, какие чувства испытывал тот священник, оставшись на берегу ласкового Эгейского моря, зная, что его воспитанник отправился в далёкую Русь, за обладание которой, за богатства которой дерутся могучие соседи?.. Что преобладало в том старце – христианская гордость за ученика, или человеческое сомнение в том, насколько он прав, уготовив ему такую судьбу?..

Снова и снова приходится повторять, что история не знакома с частицей «бы». Жизнь у каждого складывается раз, и, как бы мы ни размышляли, над тем, «что было бы, если бы», ничего уже не переиграешь…

О жизни Фотия до 1408 года мы ничего, по сути, не знаем. Даже возраст его неизвестен.

Но в тот год, в тот момент, который стал поворотным для него, Фотий оказался в Константинополе, с каким-то поручением у патриарха Матфея. Тут-то и стало известно, что в далёкой Московии умер митрополит Киприан.

Как-то складывается впечатление, что никто из церковных иерархов не пожелал менять свой уклад жизни и отправляться в варварскую страну… Вот и отправили Фотия, по сути, просто подвернувшегося под руку.

…Фотий прибыл в Киев в 1409 году. На тот момент формально митрополия числилась ещё Киевской, и митрополит, соответственно, остановился в этом древнем городе. Ему требовалось время для того, чтобы разобраться в ситуации. Что он знал в Киевско-московской земле в родной крепости с нарицательным названием «Один вход» (именно так переводится)?

Пожив некоторое время на берегах Днепра, Фотий понял, что его предшественники правильно поступили, что кафедру митрополита перенесли сначала во Владимир, а затем в Москву. Киев, утратив своё былое политическое и духовное значение, всё больше подпадал под влияние католического Запада. Опять же, власть духовная нуждается в поддержке власти светской…

И в 1410 году Фотий перебрался в Москву.

(К данной теме это отношения не имеет, но к слову напомню, что именно в тот год умер князь серпуховской Владимир Андреевич, к которому я отношусь с глубоким уважением).

Великим князем московским на тот момент был Василий I Дмитриевич, сын Дмитрия Донского. За два года до описываемых событий Москву разорил ордынский полководец Едигей; с запада Литовское княжество и Польское королевство норовили не мытьём, так катаньем отхватить по кусочку московских земель; между русскими князьями продолжались вооружённые столкновения…

Да и в церковных делах сказывалось длительное отсутствие первосвященника – Киприан умер уже больше трёх лет тому…

Не случайно же, едва не в первом же послании епископам Фотий требует запретить священникам заниматься торговлей, материться, венчать подростков до 12 лет, а также выпивать до обеда…

А тут – новое нашествие Едигея.

Совпадение это или нет, но ордынцы внезапно напали на Владимир именно в то время, как в город приехал митрополит. Так вышло, что Фотий буквально накануне отбыл в загородный монастырь, что уберегло его от (в лучшем случае) плена. Раздосадованные ордынцы досаду выместили на ключаре Успенского кафедрального собора именем Патрикей, у которого пытками добивались, чтобы он указал, где находится сокровищница; до смерти замучили, но безуспешно, ничего не сказал священник…

Вот так началось служение Фотия на нашей земле…

Много значимого сделал митрополит для Русской православной церкви. Он много сделал для её единства, добившись, в частности, отмены Литовской митрополии. После чего отправился по епархиям, которые вернулись под эгиду Москвы. Он сумел, пусть и на некоторое время, примирить юного княжича Василия (будущего Василия II Тёмного) с братом отца князем Юрием Дмитриевичем…

Опять же… В период между смертью святителя Киприана и прибытием в Москву Фотия многое из имущества Церкви оказалось расхищенным, присвоено боярством, а кое-что вроде как и Великим князем… Пошлины и другие доходы оседали в чьих-то кошелях…

Фотий поднял вопрос о возвращении имущества. Чем вызвал неудовольствие бояр…

Приходится признать, что в некоторые периоды жизни и служения митрополита у него оказывалось слишком много недругов, или по меньшей мере недовольных им – начиная с великих князей Василия и Витовта и до служителей Церкви… Но в целом авторитетом он пользовался немалым, и вполне заслуженно!

…Имя митрополита Фотия почитается наряду с именами святителями Киприана, Ионы и Феогноста. Впервые как святой он упоминается в 1807 году…

Впрочем, свои крамольные мысли о том, как и почему кто-то из достойных священников провозглашается святым, а кто-то нет, я уже излагал.

.

Великий князь Витовт:  http://starodymov.ru/?p=35496

Перенос кафедры митрополита в Москву: http://starodymov.ru/?p=23825

Владимир Серпуховской: http://starodymov.ru/?p=33391

Василий II Тёмный: http://starodymov.ru/?p=18691

Иона: http://starodymov.ru/?p=37026

О том, почему становятся святыми: http://starodymov.ru/?p=34903

Атлас православной иконы: http://starodymov.ru/?p=16553