560 лет назад покинул наш мир Иона Московский

Этот духовный лидер Русской православной церкви XV столетия сыграл значительную роль в истории РПЦ.

Судьба Ионы тесно связана с судьбой митрополита-кардинала Исидора, о котором недавно я рассказывал.

Дело в том, что самостоятельной Русской православной церкви в XV столетии ещё не существовало; Патриарх Московский и Всея Руси появился только полутора веками позже – основная заслуга в этом принадлежит Борису Годунову. Скажу более: на описываемое время православный мир Восточной Европы возглавлял митрополит Киевский и Всея Руси!.. А назначал его, или, в лучшем случае, утверждал, Константинопольский патриарх.

И ещё одно обстоятельство следует предварительно учесть. Митрополит звался Киевским, хотя в реальности на тот момент «мать городов Русских» – Киев утратил былой авторитет, и реально центр Православия переместился в Москву.

После этой преамбулы вернёмся к Ионе. На описываемый период он являлся епископом Рязанским и Муромским.

Когда в 1431 году умер митрополит Фотий, митрополию фактически возглавил как раз Иона. Человек русский по происхождению и по духу, он зарекомендовал себя истинным патриотом своего Отечества. Судя по всему, он в равной степени пользовался авторитетом и у духовных иерархов в лице Собора русских епископов, и у светских властей – Великим князем Московским на тот момент являлся Василий II Тёмный (Слепой).

В середине XV столетия на Руси на фоне объединительных процессов в стране шла отчаянная война за великокняжеский стол – вспомним хотя бы о том факте, что Василий стал Тёмным именно потому что соперники по борьбе за власть, в частности, Дмитрий Шемяка, лишили его зрения. Соответственно, каждый претендент старался протащить на пост митрополита своего ставленника – в идеологической поддержке правители нуждались во все времена и во всех землях.

И не всегда эта борьба светских князей за митрополичью кафедру ограничивалась только диспутами священников и взаимными поношениями – дело доходило и до смертоубийства. Так, Великий князь Литовский Свидригайло параллельно с описываемыми событиями выдвинул в митрополиты своего кандидата, епископа Смоленского Герасима, которого и поспешил отправить в Константинополь, стремясь опередить московских конкурентов. Замысел удался, и Герасим вернулся в ранге духовного лидера восточноевропейского православия. Однако, как оказалось, себе же на погибель: в результате политической грызни князей оказался в заточении, а потом всё тот же Свидригайло его люто казнил.

Подоплёка всех этих событий слишком запутана. Однако навевает на некоторые раздумья вот какой факт.

Константинополь и Ватикан уже договорились об унии Восточной и Западной церквей; и теперь требовалось, чтобы во главе всех подразделений православного мира стояли сторонники этой политики. Между тем, Иона Московский твёрдо стоял за Православие, и его не утверждали главой Русской церкви; утверждённый на этом посту Герасим ехать в Москву и активно бороться за объединение церквей не решился, и на него тут же нашёлся компромат, доведший иерарха до сожжения…

А у Константинополя уже оказался под рукой свой кандидат на пост духовного главы Руси – хорошо известный в Риме последовательный униат Исидор. Который и отправился в Москву.

Как уже рассказывалось, Исидор в Москве не прижился. После череды событий Василий Тёмный арестовал Исидора и предложил ему покаяться и отказаться от униатства. Тот отказался. Тогда московский князь позволил ему бежать и беспрепятственно выехать за пределы Руси…

Не приняла Москва и другого ставленника Константинополя – Григория Болгарина, также униата…

Вот и пришлось патриарху Иосифу II в конце концов смириться с избранием Ионы…

Впору воскликнуть в духе известного анекдота: А что – так можно было?.. Православная Русь вдруг осознала, что вовсе не обязана непременно принимать своим главой пришлого из Царьграда «варяга». И что если патриарх константинопольский вдруг пытается увести Православие в подчинение Католицизма и Униатства, это вовсе не значит, решению следует безропотно подчиниться.

Так и стал Иона первым митрополитом на Руси, которого избрал Собор русских епископов, и которого не утвердил царьградский патриарх. Он же стал последним русским митрополитом, который писался как «Киевский и Всея Руси»; его преемник Феодосий писался уже митрополитом Московским.

Ушёл из жизни Иона 31 марта 1461 года.

.

Митрополит-кардинал Исидор: http://starodymov.ru/?p=36917

О первом Патриархе Московском и Всея Руси Иове: http://starodymov.ru/?p=28736

Василий II Тёмный: http://starodymov.ru/?p=18691

Дмитрий Шемяка: http://starodymov.ru/?p=31875