ОГНЕННЫЙ ПОДВИГ
И как его пытаются задымить
На четвёртый день Великой Отечественной войны на выполнение боевого задания в районе белорусского городка Молодечно вылетели два бомбардировщика ДБ-3ф (Ил-4 по маркировке 1940 года). То есть самолётов вылетело больше, однако речь пойдёт только о двух.
Экипаж первого: капитан Николай Гастелло (вообще-то правильно его фамилия пишется Гастылло) (белорус), лейтенант Анатолий Бурденюк (украинец), лейтенант Григорий Скоробогатый (русский), старший сержант Анатолий Калинин (ненец).
Экипаж второго: капитан Александр Маслов, лейтенант Владимир Балашов, младший сержант Григорий Реутов (все русские), а также младший сержант Бахтурас Бейскбаев (казах).
При бомбометании оба самолёта в результате зенитного огня получили повреждения, загорелись и упали на землю. При этом один из них совершил «огненный таран»: протаранил вражескую колонну боевой техники гитлеровцев, нанеся врагу немалый урон. Именно так: не случайно рухнул – пилот явно направил пылающую машину во врага.
Согласно официальному сообщению Совинформбюро этот подвиг совершил самолёт, командиром экипажа которого являлся Николай Гастелло.
На протяжении десятилетий подвиг ни у кого не вызывал сомнения.
Но потом наступила Перестройка… И началась вакханалия…
Ладно бы гитлеровцы-недобитки, ладно бы какие внешние идеологические враги – пропагандистскую борьбу никто не отменял… Но свои же, единокровные вроде как «исследователи» пустились во все тяжкие «разоблачать советскую мифологию», опровергать подвиги, сокрушать героев.
Я не стану пересказывать «аргументацию» «опровергателей» – зачем им помогать даже опосредованно?.. Но только «разоблачительным» нападкам подверглись все герои: закрывавшие своим телом амбразуры, совершавшие диверсии в тылу врага, топившие вражеские транспорты, водружавшие знамёна над поверженными столицами, бросавшиеся с гранатами под гитлеровские танки, штурмовавшие превращённые в крепости города…
…А вот в данном случае, спустя столько десятилетий, находятся «правдоискатели», которые тщатся доказать, что капитан Гастелло недостоин Золотой Звезды… Что реально подвиг совершил капитан Маслов со своим экипажем, а приписали подвиг именно Гастелло по причине интернациональности его экипажа…
Там ещё много чего наворочено в «аргументации», повторять не хочется.
Что тут скажешь?..
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что считаю достойными высших знаков отличия всех лётчиков, которые в первые дни войны вылетали на бомбёжки без прикрытия истребителей, а нередко и на устаревших машинах. Они понесли грандиозные потери, однако хоть немного, а задерживали наступление гитлеровцев.
Вспомним пронзительный эпизод расстрела наших бомбовозов «мессершмитами» из нашей киноклассики – из картины «Живые и мёртвые». Все наши бомбардировщики оказались сбитыми, однако переправу они всё же разнесли!.. Цена несоразмерна?.. Бесспорно. Но я сейчас не об ошибках командования, а о том, что каждый тот вылет становился подвигом.
…С подвигом Гастелло–Маслова и сегодня доподлинной ясности нет. Чей из этих самолётов совершил «огненный таран», так и не доказано со стопроцентной уверенностью.
А что уж говорить об июне 41-го, о том, что произошло в небе над оккупированной территорией?.. Боевое донесение, равно как и представление к награждению составлялись на основании свидетельств других лётчиков, вернувшихся на аэродром. Могли они ошибиться?.. Конечно!.. Умаляет это подвиг Николая Гастелло?.. Ни в коем случае. Даже говорить об этом неловко.
И как нам ситуацию преподносят «правдокопатели»?.. Четвёртый день войны, что творится на фронте – общеизвестно, всюду прорывы гитлеровских танковых «клиньев», неразбериха в получаемых приказах, нехватка всего, начиная с лётчиков и вплоть до боеприпасов… И вот сидят командир с комиссаром и начальником Особого отдела, и рассуждают о том, кого выгоднее представить к Золотой Звезде, исходя из интернациональности экипажей!.. Между тем, как перед ними лежат официальные рапорты лётчиков, подтверждающих подвиг Гастелло…
Пропаганда подхватила и растиражировала подвиг Николая Гастелло. Это – нормальная практика военного времени: любая воюющая армия превозносит подвиги своих воинов. А то и выдумывает их. Тут же – и выдумывать не надо: реальный «огненный таран» имел место. И вовсе не потому, что от жара пылающей машины рули заклинило…
Хочется обратить внимание вот на какой факт.
Несколькими годами ранее сослуживец Николая Гастелло, комиссар полка Михаил Ююкин во время боёв на реке Халхин-Гол совершил такой же подвиг: направил свой подбитый самолёт на японскую боевую технику. Это стало первым в мире официально зарегистрированным тараном сбитого самолёта наземной цели. А морскую цель таким образом первым в мире уничтожил китайский лётчик ещё в 1937 году.
Ну и коль речь зашла…
Первые тараны вражеских самолётов Великой Отечественной войны совершили советские лётчики Дмитрий Кокорев и Иван Иванов ещё 22 июня. В тот же страшный для моей Родины день лётчик Пётр Чиркин первым совершил таран наземной цели – так что Гастелло в этом списке оказался не первым.
Официальная военная статистика приводит такие данные. За период Великой Отечественной войны лётчики Красной авиации 595 раз таранили вражеские самолёты; 506 раз направляли свои самолёты на наземные вражеские объекты; 16 таранов надводных и береговых целей совершили пилоты морской авиации (вспомним тут фильм «Торпедоносцы»)… Ну и как не упомянуть 160 танковых таранов…
Считай полторы тысячи истинных героев…
…На войне недостаточно совершить подвиг – нужно, чтобы об этом узнали, чтобы об этом сообщили, чтобы информацию элементарно растиражировали.
А что же Александр Маслов?.. У всей нездоровой шумихи, которую затеяли вокруг этой истории, положительный эффект всё же случился. Президент России Борис Ельцин присвоил Маслову и всему экипажу звания Героев России.
…Я понимаю, что мои слова, которыми я сейчас завершу публикацию, реакцию вызовут неоднозначную. Но ведь я имею право на точку зрения.
Так вот, не нужно зарабатывать себе интернет-лайки, развенчивая героические мифы о нашей Великой Победе. Дополнять, развивать тему подвига Советского Солдата – это сколько угодно. А вот клеветать, опошлять, принижать – не нужно.
Наши деды нам Родину спасли. Так сохраним о них светлую память!..
.
Клевета на подвиги: http://starodymov.ru/?p=31383
Звезда Героя Советского Союза: http://starodymov.ru/?p=13869
Фильм «Живые и мёртвые»: http://starodymov.ru/?p=31152
Михаил Ююкин: http://starodymov.ru/?p=20222
Фильм «Торпедоносцы»: http://starodymov.ru/?p=24071
Гастелло 1941г.
Во время Великой Отечественной войны у СССР на дальних бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2 стояли дизельные двигатели. В Германии на Ме-111
Ушёл Мессершмитт из наводки прицела,
Ведомый обходит крыло стороной,
Обложен врагами бесстрашный Гастелло,
В трагический день, на черте фронтовой…….
Под шквальным огнём, курс, меняв то и дело,
Кренясь на крыло, и срываясь вперёд,
Заклинив штурвал «на себя» до предела,
Из мёртвой петли выходил самолёт………
Меж звёзд дизеля надрываясь, храпели,–
Прошитое небо жёг дизельный газ,–
Шипя, трассера «мимо уха» свистели,–
Сознанье рвалось, исполняя приказ……
Склады разнесла бомба первым ударом –
Другая сожгла два пролёта моста,–
Колонна дымит на дороге пожаром,–
«Урон в живой силе процентов до ста»……
Смертельной стрелой «ас» нырнул из-за тучи,–
Обшивку «дырявит» фашистский свинец,
Машина летит на пределе «падучем»,–
Чуть сбавь обороты, и в штопор –
«конец».
Горит звеньевой: «Неполадка в турбине»,
Хлопок…! И разорван винтом парашют…..
Врага одолеть, – «мысли нет и в помине»:
В немецком эфире: «всем русским капут»….
Внизу эшелон подходил к полустанку,
На каждой цистерне чернеют кресты…….
Другой в тупике грузит средние танки……
«В гнезде» пулемёт, и на вышках посты……
Снаряд левый бак пробивает в машине,
Зенитка умолкла, окончив стрельбу,
Потухли приборы в горящей кабине,
И мысль появляется: «не доведу»……
Предплечье болит – «в теле рваная рана»,
Обшивка трещит – «разрывается шов»,
«Долг, честь, и мундир», бьёт в висках капитана,
Не тухнущим разумом, внутренний зов…..
Рука на штурвале совсем обгорела,
Глаза стекленеют, ища эшелон……
«Иду на таран» «немцы знайте Гастелло»…!
И взрыв снес платформы, пути, и перрон………
Великая смерть за родную Отчизну,
Собой потрясла весь Советский народ,
Усилив всю ненависть нашу, к фашизму………
И память о подвиге в нас не умрёт………
Юрий, насколько я знаю, от этой практики скоро отказались, вроде как по причине, что диз-топливо на высоте загустевало.
А за публикацию – спасибо!