580 лет в Москву прибыл митрополит-кардинал Исидор
Человек поистине невероятно насыщенной судьбы! Сколько приключений он пережил, свидетелем и участником скольких исторических событий стал!.. Прожил он более семидесяти лет (точнее неизвестно), и стал свидетелем и участником стольких событий, что просто диву даёшься, как можно столько успеть!..
…Друзья мои! Согласимся, что нередко мы являем собой пример того, что мыслим стереотипами, привыкли к постулатам, которые видятся незыблемыми, и зачастую не можем (или не желаем) попытаться разглядеть что-то за идеологическими шорами, ограничивающими наш потенциальный и нереализованный кругозор, не желаем поступиться принципами, на самом деле уже безнадёжно устаревшими, однако въевшимися в наше представление об окружающем мире. Другими словами, мир бесконечно меняется – а вот всегда ли мы умом и сердцем поспеваем за текучестью его компонентов?
Чтобы кто не подумал, что я для себя делаю исключение, именно с себя и начну рассуждения.
Речь пойдёт об униатах. С молодости у меня в подкорке укоренилось к ним негативное отношение. Почему?.. В книжках так читал – изменники они. Хотя бы уже потому, что желали подчинения Православия Папе Римскому – за это их даже в советские атеистические времена на уроках истории бичевали. Ату их!..
И не то что отказаться – просто поразмыслить на эту тему не позволяли как раз те добровольно надетые обочь головы шоры.
А вот задумался… И вот что получилось.
Вопрос взаимоотношения католичества и православия, равно как и протестантизма, подчинённости и особенностей обрядовости пока оставим в стороне. Попытаюсь свести суть униатства к самому простому.
Уния – союз, объединение. В христианстве униаты пытались объединить все многочисленные течения в единую Церковь. Казалось бы, с формальной точки зрения: что в этом плохого?
А только то, что каждая из ветвей считает себя правой, а другие – ошибочными. Но неужто невозможно как-то уладить эти частные разногласия, при непременном условии обоюдного желания к единению?..
Вот в этом и состоит суть униатства. Соглашатели?.. Конечно!.. Но они стремились к единению, а не противостоянию!.. Только осознав этот факт, можно перейти к рассказу о личности человека, въехавшего в Москву 580 лет назад.
Риторика завершилась. Теперь вернёмся к личности человека и церковного иерарха, ради которого и затеян данный текст.
Исидор родился в конце XIV столетия на территории нынешней Греции, а в те времена – Византийской империи. В истории он зарекомендовал себя духовным деятелем, который искренне стремился к объединению всех христианских церквей, и немало сделал для достижения этой цели. Он участвовал в Базельском и Ферраро-Флорентийском соборах, а потом объехал едва не всю Европу, убеждая в необходимости объединиться: духовных лидеров в единую церковь, светских – против нехристианских завоевателей… В вошедшей в историю речи от 24 июля 1434 года он высказался о необходимости сохранения единого тела всей христианской церкви. И служению этой идее он посвятил всю свою жизнь.
В результате в конце концов он стал одновременно православным митрополитом Киевским и Всея Руси, и кардиналом Римской католической церкви. И такое в истории случалось!
Хочу особо подчеркнуть! Я лично не считаю эту идею конструктивной, и я прекрасно понимаю, что под этим предлогом католический Запад и в самом деле желал подчинить своему влиянию Россию, и, соответственно, признаю правомерность негативного отношения к ней православных церковных иерархов, да и светской власти. Но при этом с уважением отношусь к тем, кто искренне стремился к объединению христианства.
Исидор относился именно к таким.
Итак, начнём наш рассказ с того, что вспомним: в 1431 году начал работу Базельский собор, одной из целей которого провозглашалось стремление к объединению Западной и Восточной церквей. Это сегодня мы знаем, что форум продлится почти два десятка лет и не принесёт никаких ощутимых результатов. В момент, когда он открывался, многие иерархи католического мира – духовные и светские – возлагали на него большие надежды.
Император константинопольский Иоанн VIII Палеолог направил на собор делегацию, которую возглавил Исидор – они оба являлись горячими и последователями сторонниками Унии.
Ещё один стереотип… Мы из своего XXI века представляем Византийскую империю как последовательный и несгибаемый оплот Православия. Между тем, в разные периоды истории в Константинополе разные веяния брали верх. Сиживали на троне василевсов люди и прозападной ориентации, и готовые к компромиссам, и совершенные конформисты из категории «лишь бы меня не трогали»… Вот и Иоанн VIII ради помощи в борьбе против османов был готов признать главенство Рима. Участвуя в работе Флорентийского собора, он буквально заставил своих епископов покориться Западу. Правда, победа оказалась Пирровой – она привела к расколу и смуте в Византии, и (кто знает!) быть может, только ускорила падение её.
Впрочем, я забежал вперёд. Ферраро-Флорентийский собор ещё впереди. А пока посланцы Иоанна отправились в Базель.
По пути делегацию ограбили, да не просто какие лесные разбойники – отряд венгерского удельного князька. Ну да это просто к слову, как иллюстрация эпохи: рыцарские дружины запросто могли напасть на имперскую делегацию, следовавшую на духовный вселенский собор, и никаких санкций европейского сообщества за это не последовало.
…Поняв, что Собор идёт вовсе не так, как хотелось бы, погряз в обсуждении вопросов, ему неинтересных, Исидор вернулся в Константинополь.
Тут-то и стало известно о кончине митрополита Киевского и Всея Руси Герасима – в Москву православную общерусскую кафедру перенесут позже. Сторонники Унии сочли это удобным случаем для проведения в жизнь своей идеи. Митрополитом в Киев отправился Исидор – случилось это в 1435 году. Киевской митрополии в то время подчинялась огромная территория – от Балтики до Перми и все русские княжества до границ Венгрии и Польши…
В Москве в это время княжил Великий князь Василий II, известный в истории как Тёмный, то бишь ослеплённый. Под его влиянием на пост митрополита к моменту приезда Исидора выдвинули его ставленника Иону. Однако против решения Вселенского константинопольского патриарха не попрёшь – время ещё не пришло. И Василию Васильевичу пришлось, скрепя сердце, уступить.
Более того, Исидор – опытный дипломат! – сумел убедить князя в том, чтобы он направил делегацию для участия во Флорентийском соборе; возглавил делегацию, конечно же, сам Исидор. В 1437 году делегация с богатыми дарами отправилась в Западную Европу.
5 июля 1439 года митрополит Киевский и Всея Руси от имени всей России поставил подпись под итоговым документом Ферраро-Флорентийского собора, признавая главенство Папы Римского и латинские догматы, оговорив право на проведение обрядов по византийскому образцу. За это Исидор назначен кардиналом Римской католической церкви и легатом Папы Римского Евгения IV в провинциях Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши.
С тем он и вернулся в Москву, объехав предварительно едва не всю Восточную Европу, и встречаясь с местными правителями уже в ранге официального наместника в регионе самого Папы. Въезд в Москву состоялся 19 марта 1441 года. Эта дата и предоставила повод рассказать о событиях 580-летней давности.
Исидора с его полномочиями принял Василий Тёмный… Вынужден был принять… Ни русский народ, ни православное духовенство, ни светские князья и бояре не желали признавать решение, с которым приехал легат.
Однако Исидор, убаюканный роскошными встречами в Польше, Хорватии и Венгрии, не уловил настроение паствы. Сам дипломат, он не понял, что вежливый приём, оказанный ему Великим князем – это и есть всего лишь проявление официального протокола. Он посчитал, что московские власти, а за ними и народ, столь же охотно признают униатскую власть, как это случилось в государствах, через которые он проезжал.
Буквально на следующий день он провёл в Кремлёвском Успенском соборе службу, в ходе которой славил Папу Римского Евгения IV и наиболее активных сторонников Унии, включая своего светского патрона – византийского василевса Иоанна…
Но Москва – это Россия, а не Польша. Пока Исидор упивался деятельностью в новом ранге, Великий князь и высшее православное духовенство организовали против него заговор… Буквально на третий день по прибытии Исидора в Москву по приказу Василия Тёмного его арестовали и препроводили в Чудов монастырь, где содержали под крепкой стражей.
Какое-то время арестованного держали в заточении. Ему предложили отказ от Унии и покаяние… Исидор отказался – поступок, на мой взгляд, заслуживающий уважения, ибо времена стояли суровые, мог бы и сгинуть без следа, и могилки бы не осталось.
Однако всё обошлось – Василий был Тёмный, но мудрый…
В сентябре всё того же 1441 года Исидору позволили бежать. Из подвалов Чудова монастыря, из Кремля, из Москвы – понятно, что такое осуществимо только великокняжеской воле. Судя по всему, такой вариант устраивал всех – как говорится, все остались при своих. В 1442 году Исидор пересёк границу России, и больше сюда не возвращался, хотя до конца дней формально оставался митрополитом Киевским и Всея Руси.
…Его дальнейшая жизнь протекала столь же бурно и насыщенно. Он много путешествовал с дипломатическими поручениями по Европе, посещал страны и монархов…
Следует особо отметить, что Исидор участвовал в несчастливой обороне Константинополя в 1453 году, в результате падения которого Византия прекратила своё существование; он прибыл в осаждённый город добровольно и привёл две сотни воинов. Когда османы ворвались в город, Исидор попал в плен – и ему повезло, потому что резня в Царьграде шла жесточайшая. Султан Мехмет знал, что среди защитников Константинополя сражается католический кардинал, однако переодетого в простые доспехи Исидора среди пленных не опознали. Вскоре он сумел бежать – как я понимаю, пленных оказалось столько, что османы не смогли организовать для всех надёжную охрану, и через Венецию вернулся в Рим. Где продолжил карьеру кардинала, занимая высокие посты…
Умер Исидор в апреле 1463 года.
…Невероятно насыщенная биография. Если попытаться просто составить список городов, в которых побывал Исидор, даже он окажется очень внушительным. А ведь кардинал-митрополит не просто в них бывал – всюду выступал, встречался с самыми разными людьми, участвовал в диспутах… Он много читал – часть личной библиотеки Исидора дошла до наших дней, вёл активную переписку…
Нет, я ни в коем случае не разделяю его воззрений.
Но – уважаю!
.
Митрополит Герасим: http://starodymov.ru/?p=21929
Василий Тёмный, факт из его биографии: http://starodymov.ru/?p=19401
Униатство: http://starodymov.ru/?p=35387
Падение Константинополя: http://starodymov.ru/?p=24412
Чудов монастырь: http://starodymov.ru/?p=4033
Флорентийский собор: http://starodymov.ru/?p=30058
О перенесении кафедры митрополита в Москву: http://starodymov.ru/?p=22895
К записи "Курьёзы истории. Некоторое время митрополитом Всея Руси служил кардинал католической церкви" пока нет комментариев