ВЕЛИКИЙ ПОЭТ С НЕРЕАЛИЗОВАННЫМ ТАЛАНТОМ

2 марта 1800 года – родился Евгений Баратынский (Боратынский)

Начну не то чтобы с пепла на свои седины… А просто с объективной констатации факта.

Как человеку, который не слишком-то разбирается в поэзии (см.: http://starodymov.ru/?p=32240 ), мне трудно оценить, насколько одарённым можно считать пиита Евгения Баратынского. Хотя факт остаётся фактом: имя его широко известно. Достаточно сказать, что современники ставили его творчество в один ряд с Пушкиным, да и сам Александр Сергеевич высоко ценил его поэзию – между тем, критиком он себя зарекомендовал вполне объективным. И не только Пушкин, но и, скажем, Денис Давыдов (см.: http://starodymov.ru/?p=19927 ), Пётр Вяземский (см.: http://starodymov.ru/?p=28292 ), Антон Дельвиг (см.: http://starodymov.ru/?p=27593 ) с похвалой отзывались о творчестве своего современника… Между тем, на дворе стоял «золотой век» поэзии – только перечисленные имена чего стоят!..

Но повторюсь: не о поэзии пойдёт речь.

Хочу обратить внимание читателей на несколько обстоятельств, которые в значительной степени повлияли на жизнь и творческую судьбу этого бесспорно незаурядного человека.

Первое. Пример Баратынского наглядно свидетельствует о том, как может изменить судьбу человека какой-нибудь недостойный поступок, совершённый в молодости по глупости, ради того, чтобы не отстать от товарищей. Пусть даже и умысла-то особого злодейского в нём не имелось…

Будучи воспитанником Пажеского корпуса (см. предпоследнюю запись в подборке: http://starodymov.ru/?p=31299 ), Евгений с друзьями стащили пятьсот рублей у отца одного из соучастников этой «шалости». Вот на этом обстоятельстве, на мой взгляд, следует заострить внимание: в выходке участвовал родной сын пострадавшего; соответственно, чрезвычайно маловероятно, что наш герой в случившемся играл первую скрипку – скорее всего, просто мальчишеская коллективистская бравада, перешедшая в коллективную же глупость!..

Впрочем, как ни крути, а это кража не какой-то безделушки, а именно денег, причём, коллективная, да по предварительному сговору, говоря юридически, двух и более лиц! И где?.. В Пажеском корпусе, основанном ещё Елизаветой Петровной (см.: http://starodymov.ru/?p=23825 ), который, по определению занимался воспитанием придворной элиты – до 1802 года, а затем, после соответствующего указа Александра I  (см.: http://starodymov.ru/?p=28706 ) – младших офицеров для лейб-гвардии!..  Это вам не шпанских мушек подсыпать в табакерку инспектору, отчего у того распух нос (а такой факт имел место в корпусе) – тут дело похуже!..

Безобразный случай получил огласку. В результате юношей с позором изгнали из корпуса, и судьба у нашего героя пошла не по той колее, как могла бы. На всю жизнь в душе его произошёл надлом. Да и что ж удивительного?.. Оказаться замешанным в краже денег – и в этом качестве ославиться на всё благородное общество!

И мне не хотелось бы, чтобы кто решил, что я выступаю против подобного решения командования! Абсолютно оправданное решение! Их пример – другим наука!.. Многие проступки можно совершить по недомыслию – но воровство в этот перечень не входит никак!

Жёстко наказали?.. «А ты не воруй!»…

Второе – вполне допускаю, что вытекает из первого. В отличие от своих многочисленных в ту эпоху сверстников-поэтов, Баратынский никогда не стремился к тому, чтобы выдвинуться вперёд. Он всё время держался в тени, даже понимая (не мог же он этого не замечать!), что в салонах его затмевают нередко куда более слабые, а то и вовсе бездарные графоманы.

А что – нынче разве иная картина?.. Бездарные полуграмотные напористые кое-как-рифмоплёты (см.: http://starodymov.ru/?p=23702 ) заполонили всё и вся, напрочь вытесняя настоящую поэзию на обочину творческой столбовой дороги отечественной культуры (или того, что от неё осталось)…

Третье. Современники отмечали, что Баратынский обладал большим умом. И считается, что ум нередко подавлял его поэтическое начало, мешал ему проявить свою поэтическую сущность в полной мере.

Он оказался слишком умён и рассудочен для поэзии!.. Подчеркну: это не я так сказал – современники!

Четвёртое. По мнению исследователей биографии Баратынского, его убил Виссарион Белинский (см.: http://starodymov.ru/?p=27159 ). Нет, не пулей или кинжалом – разгромной, уничижительной критикой очередного произведения. Приняв написанное признанным мэтром литературоведения за абсолютную истину, Баратынский с писательством покончил.

Баратынский отправился за границу, однако путешествие его от творческого кризиса, а если сказать точнее, от душевного упадка, не излечило. На Родину он вернулся уже в гробу. Официально он скончался вроде как от сильнейших головных болей (уж бог весть, чем вызванных с медицинской точки зрения), ну а так – кто знает: вопросы по этому поводу остаются открытыми.

Владимир Набоков (см.: http://starodymov.ru/?p=25127 ) писал: «Баратынский хотел воплотить нечто глубокое и трудно передаваемое, но по-настоящему сделать это так и не сумел». Прочитав эту фразу, я почувствовал, что во мне проклюнулся редакторский зуд: я бы слово «хотел» заменил на «имел потенциал», например… Однако классиков корректировать нельзя; да и вообще ушедших из жизни…

На мой взгляд, осознание того, что тебе Небесами был даден талант, а ты не сумел его реализовать – истинная трагедия для творческого человека. Особенно мыслящего. А Баратынский был именно мыслящим!