ТАЙНА БОМБАРДИРОВКИ ДРЕЗДЕНА

Дальше речь пойдёт об одном из самых непонятных преступлений Второй мировой войны в области культуры. 13 февраля авиация союзников осуществила беспрецедентно масштабную «ковровую бомбардировку» Дрездена.

Должен сказать, что к Дрездену я питаю особое чувство, хотя и не помню его совершенно. Дело в том, что я в этом городе родился – отец мой, Александр Васильевич, в 1956 году служил в Группе Советских войск к Германии; ну и мама Майя Николаевна при нём (см.: http://starodymov.ru/?p=1943 )… Так что вполне объяснимо, что я не смог обойти вниманием данное событие.

…В некоторых из предыдущих публикаций о событий начала 1945 года уже шла речь об обстрелах и бомбардировке городов, превращённых гитлеровцами в крепости, в которых оказался сосредоточенным мощный военный потенциал, и которые оказывали активное военное сопротивление подступившей к их стенам Красной армии – речь идёт о Кёнигсберге и Бреслау (см.: http://starodymov.ru/?p=32260 ). До того союзническая авиация постоянно наносила бомбовые удары по промышленным и военным объектам Германии и её союзников – это естественно и закономерно (насколько вообще можно вести речь о естественности применительно к массовому смертоубийству, именуемому войной). Когда английская и американская авиация помогали «сталинским соколам» оберегать северные конвои или препятствовать эвакуации германских и румынских частей из Крыма – спасибо и низкий поклон им за это!..

Но здесь!.. Дрезден не имел того военного и промышленного потенциала, чтобы его стирать с лица земли. Он находился в зоне, которую предстояло оккупировать Красной армии, и советское руководство не просило союзников наносить по городу бомбовый удар.

Так зачем же это сделали ВВС США и Великобритании?.. Объяснений есть несколько, догадок – ещё больше. Но ни одна не стала однозначно бесспорной. Мне представляется наиболее убедительной традиционная: таким образом Запад показывал Советскому Союзу свою мощь, и предупреждал: вот как мы можем, ежели не станете слушаться!.. В Ялте (см.: http://starodymov.ru/?p=32328 ) союзники, уступив Сталину Восточную Европу, вроде как поделились с СССР пряником, а теперь показали на будущее и кнут…

Официально «холодная война» начнётся только через полтора года (см.: http://starodymov.ru/?p=21548 ); реально она не прекращалась с 20-х… Антигитлеровское союзничество оказалось только временным вынужденным перемирием против общего врага…

Итак, 13-15 февраля 1945 года на Дрезден авиация союзников нанесла массированный бомбовый удар. В первом налёте участвовало почти 800 самолётов, в дальнейшем их количество несколько уменьшилось, однако оставалось столь же внушительным. Они сбросили на город семь тысяч тонн бомб – признаться, я никогда не мог по данному показателю определить, насколько силён удар. Сам по себе тоннаж лично мне мало что говорит. А вот то, что половина города, 12 тысяч зданий оказались разрушенными или сгорели – вот это горько впечатляет. В числе разрушенных оказались больницы и госпиталя, церкви и часовни, полсотни строений культурно-исторического значения и даже зоопарк…

Справедливости ради следует отметить, что значительный ущерб авиация нанесла и промышленным предприятиям, выпускающим военную продукцию, в частности, оптику, а также транспортной системе.

Самый сложный вопрос – о жертвах. Тут такой разброс показателей, что диву даёшься. Главное, что следует подчеркнуть: абсолютное большинство погибших – мирные жители. Сразу после бомбардировки союзное командование доложило о ста тысячах погибших, а Геббельс – о 250 тысячах. Сегодня, когда Запад пересматривает историю Второй мировой войны в свою пользу (см.: http://starodymov.ru/?p=32300 ), число погибших скукожилось до 25-30 тысяч.

И за каждым показателем имеется какое-то обоснование. Так что каждый вправе использовать любой…

В любом случае, сколько бы тысяч ни фигурировало в документах, а погибли живые люди – ставшие заложниками геополитики, к которой я в последнее время обращаюсь постоянно (см.: http://starodymov.ru/?p=22999 ). В данный момент я не делаю различия, кто именно пострадал: местные жители, беженцы, солдаты, служащие тех или иных ведомств… Сначала Гитлер втянул их в свою авантюру, потом наступающая Красная армия сконцентрировала их в городе, а теперь вот союзническая авиация разбомбила…

К слову, союзная авиация потеряла в ходе тех налётов не то шесть, не то восемь самолётов; при этом погибло полсотни авиаторов…

Не перестану подчёркивать: за амбиции вождей всегда расплачивается простой человек!

Следует отметить, что бомбардировка произвела на общемировое общественное мнение очень сильное впечатление. Достаточно сказать, что она нашла отображение во многих литературных произведениях, в частности, в романе «Колыбель для кошки» Курта Воннегута (см.: http://starodymov.ru/?p=24567 ).

…Хочется напомнить, что в ходе той массированной бомбардировки пострадала знаменитая Дрезденская галерея – правильное название «Галерея старых мастеров». Собранные в ней шедевры в основной своей массе уцелели исключительно по причине того, что аккуратные немцы заблаговременно укрыли их в старых шахтах… А отыскали культурные сокровища впоследствии советские солдаты – всего несколько человек во главе с офицером Леоном Рабиновичем, впоследствии больше известным под именем писателя Леонида Волынского – он описал те события в повести «Семь дней». Дальнейшая история этих шедевров непроста и неоднозначна, и, быть может, мы ещё к ней вернёмся.

В проекте Союза писателей России к 75-летию Великой Победы «Писатели-фронтовики» готовится информационная статья об этом ветеране (см.: http://starodymov.ru/?p=30788 ).

…Я уже поставил точку и готовился разместить данный текст на сайте… Однако буквально незадолго до этого по телеканалу «Звезда» целую программу посвятили именно этой теме – зачем бомбили Дрезден?.. По мнению создателей фильма, у данного акта имелась вполне реальная причина: утверждалось, что именно в Дрездене велись работы по созданию «оружия возмездия» – германской атомной бомбы, именно в этом городе сосредоточилось много специалистов, работавших над данным проектом. Соответственно, уничтожение города имело целью как раз воспрепятствовать гитлеровскому атомному проекту, во-первых, и не допустить того, чтобы его секреты оказались в руках советских учёных.

Так ли это – не знаю. Но версия такая, выходит, существует…

Тогда, вполне допускаю, и миссия Леона Рабиновича обретает иной оттенок?.. Быть может, найденные им произведения искусства стали лишь побочным результатом его миссии?.. И разыскивал он в руинах шедевры отнюдь не художественные, а научно-технические?..

В общем, загадка загадкой и остаётся…