СЕГОДНЯ – ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

ЗАВТРА – НАЧИНАЕТСЯ ВЕЛИКИЙ ПОСТ

(Некоторые крамольные мысли по поводу этих событий)

Вечером 17 февраля по каналу «Спас» смотрел диалог верующего и неверующего. Как правило, такие дискуссии проходят интересно, и я стараюсь их не пропустить. Вчера разговор получился послабее какого иного… Но не это главное.

На мой взгляд, вчера беседа несколько сбилась на обрядовую сторону ВЕРЫ, в то время как, на мой взгляд, обрядность всё же вторична относительно глубинного убеждения в истинности православной версии существования человечества.

(Ещё немного о том же: http://starodymov.ru/?p=19090 )

Но это так, к слову.

Сегодня – Прощёное воскресенье. В связи с этим я получил письмо с сайта «Московские суворовцы», и хочу это письмо здесь опубликовать. Потому что, на мой взгляд, в нём прекрасно отражена суть этого события.

В понедельник, 19 февраля, начинается святой Великий пост. Перед постом все православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы достойно пройти путь Великого поста.

Руководство общественной организации «Московские суворовцы» испрашивает у всех прощения.

Простите нас, Христа ради, всечестные отцы, дорогие братья и сестры.

Простите нас, братья кадеты, дорогие воины и ветераны.

Простите нас, кого обидели неловким или злым словом, кого огорчили своей иронией или насмешкой, кому досадили своей критикой или навязчивостью.

Простите нас, за невнимательность, за ошибки, за обещания, которые мы давали, но не выполнили.

Особо просим прощения у всех, кто считает нас своими врагами. Простите нас, что не смогли правильно выразить нашу мысль, что ввели вас в искушение считать нас своими недругами.

И мы вас от всей души прощаем. Простим друг друга, и Господь простит нас, и сможем мы с чистой совестью приступить к Великому Посту и достойно подготовиться к принятию Святых Даров.

Благоприятного всем поста!

К сказанному я хочу добавить вот что.

Я уже писал о том, что предписываемое Православием огульное всепрощение вызывает у меня сомнение (см.: http://starodymov.ru/?p=17169 ). Во-первых, оно просто изначально не может быть искренним. Если даже истинно верующий громкогласно провозгласит «прощаю, мол, всех и за всё», сомнительно, что где-то в душе у него не осталось хоть небольшого камушка обиды в отношение кого-то… На мой взгляд, искренне простить можно только того человека, который у тебя лично просит прощения – да и то такое происходит не всегда. (см.: http://starodymov.ru/?p=21792 ) Если же верующий считает, что можно довольствоваться прощением лишь Небесным… Как-то это неправильно.

Мы ведь знаем, что Церковь прощает легче… Ибо общаться с народом легче, чем с конкретным человеком. (см.: http://starodymov.ru/?p=4254 )

…Мы говорим в пространство: мол, простите меня за всё.

За всё простить нетрудно – за конкретные прегрешения куда труднее.

Истинно верующие люди считают, что грех с души снимает покаяние церковное – я же считаю, что совесть очищается покаянием перед конкретным человеком.

Конечно, это не обязательно должно проявляться сродни великой картине «Возвращение блудного сына». Нет, далеко не всегда нужны колени и потоки слёз. Не в этом дело…

У нас под грехом слишком часто понимается механическая фиксация нарушений библейских предначертаний на скрижалях. Между тем, по каждому из пунктов возможны разночтения. Что, обман не бывает во благо?.. Разве возведение Любви на пьедестал не смягчает предписание «не создай себе кумира»?.. Разве прелюбодеяние не заслуживает снисхождения, если двоих связывает истинное чувство, и только по материальным причинам нашего мира они не могут связать свои судьбы?..

На мой взгляд, истинная Любовь – это индульгенция за многие грехи, допускаемые во имя неё!

Что и в самом деле считается истинным грехом – вот вопрос, на который нет, и не может быть универсального ответа. Один и тот же поступок в зависимости от обстоятельств может оказаться и хорошим, и плохим, да ещё и с точки зрения каждого оценщика…

Хотели бы мы жить в идеальном мире, в котором всё было бы устроено по оптимальным законам?.. Конечно.

Но такого мира нам Господь не создал – и мы вынуждены проживать в мире греховном. А потому уже по этому обстоятельству все мы заслуживаем Высшего снисхождения. К человеку, который проживает в мире, в котором нет универсальных законов, не могут предъявляться непререкаемо однозначные требования. (См.: http://starodymov.ru/?p=10811 )

А потому прощения должен каждый просить у каждого за конкретные перед ним прегрешения. Но при этом строго соблюдать ограничение, которое выражается краткой заповедью, которой не найдёшь на тех же скрижалях: «НЕ НАВРЕДИ!». Ибо разве невозможно навредить откровенностью?..

То-то ж!

Грех греху – две большие разницы. Есть грех, совершаемый против кого-то, а есть иной, когда кто-то становится случайной жертвой твоего поступка. Ибо, повторюсь: несовершенен мир, в котором мы живём, и жить в нём в благости по отношению ко всем просто невозможно. (Ещё немного о том же: http://starodymov.ru/?p=9675 )

Сколько притч мы об этом знаем!.. (Например: http://starodymov.ru/?p=3787 )

Что, непоследователен я?.. Быть может, быть может…

На момент, когда ты читаешь эту публикацию, эту красавицу уже сожгли

А ещё сегодня будут сжигать Маслёну, или Кострому… Это чучело называют по-разному… И о своём отношении к этому действу я уже писал. Я понимаю обрядовость его. Но мне становится жутковато, когда пламя охватывает антропоморфную фигуру, да к тому же с нарисованным лицом. (см.: http://starodymov.ru/?p=13492 )

…На мой взгляд, именно сегодняшний день вызывает больше всего вопросов и сомнений.

Однако это вовсе не значит, что я отрицаю глубинную правоту того, что человек просто обязан просить прощения. Только главным должно стать обращение за прощением к человеку. Простит человек – и Бог простит…

Но тут ведь (приходится повторяться) следует и то учесть, что нет единой истины на любой случай жизни! Одно и то же деяние каждый человек видит по-своему. Кто может ответить на вопрос: на Высшем суде человека судят по совести или по букве Закона?.. Слишком часто Совесть и Закон судят по-разному. (Об этом же: http://starodymov.ru/?p=24693 )

И коль уж зашла речь – самый наглядный и всем понятный пример – о любви (любви искренней и настоящей, а не о похотливом приключении), то можно ли её механически записывать в грехи?.. Думается, это как раз тот случай, когда правильнее промолчать.

И выходит, что всё же общее и абстрактное обращение ко всем об общем всепрощении – правильнее?..

Выходит, что так.

Так что простите и меня, люди, за мои перед вами прегрешения – вольные и особенно невольные!

И в частности, за то простите, что некоторые прегрешения, которые некоторые мои знакомые допустили по отношению ко мне, с моей стороны останутся не прощёнными. Потому что я несовершенный человек, который проживает в несовершенном мире!