КРУИЗ-2017

Цивилизация: благо или преступление перед природой?

Мы плывём просторами Рыбинского водохранилища http://starodymov.ru/?p=25201 . А я вновь думаю о том, как оно создавалось. Как бульдозер или экскаватор свалил на пути воды завершающий отвал земли…

И вода начала заливать просторы, которые ещё вчера назывались заливными лугами, прибрежными лесами… Сёлами и городками…

Первые струйки несмело, робко пробирались по ложбинкам, по колеям, по рытвинам… Устремлялись в мышиные норки, крохотными водопадиками стекали в оставленные погреба… А дальше, за этими юркими первопроходцами, подступала поднимавшаяся береговая линия – и вот уже урез карабкается по стволам деревьев, по стенам домов…

Всякие мышки, ёжики, ужики, зайчишки, лисички-сестрички – всё живое, не понимая, что происходит, старается либо бежать, либо вскарабкаться на бугорки… http://starodymov.ru/?p=19276 Они уже все обречены, но ещё не знают об этом. Сухопутные зверушки надеются, что это всё временно, как весной случается, что скоро всё вернётся на круги своя, и всё пойдёт, как было ещё вчера. Откуда ж им знать, что Экклезиаст неправ, что ничто на свете не повторяется дважды! Что поднимающаяся вода больше не уйдёт, что она несёт им погибель!

А вместе с поднимающейся водой на захваченные территории приходят рыбы. Они даже не задумываются, откуда это вдруг пришла им такая благодать; хозяйски осваивают новые просторы: заплывают в дома и сараи, заглядывают (чем бы поживиться?) в норки, оставленные бежавшими в панике хозяевами, снуют в зарослях смородины или в ветвях вишни, равнодушно скользят меж погостными крестами и пирамидками со звёздочкой… В горницах, где лишь недавно жили люди, теперь хозяйничают раки, подбирая оставшиеся крохи съестного.

Наш теплоход плывёт по поверхности водохранилища. А под нами, под днищем, остаются дома, в которых жили люди, сады, которые выращивали их предки, и могилы, в которых те предки упокоились…

Повторю в очередной раз: я принимаю процесс, который именуется техническим прогрессом, осознаю его необходимость, даже неотвратимость… Я искренне сопереживаю Матёре http://starodymov.ru/?p=16398 , Мологе, Калязину http://starodymov.ru/?p=10880 , превеликому множеству других населённых пунктов, которые полностью или частично оказались принесёнными в жертву тому самому прогрессу!.. И я не знаю, как примирить в себе эти два несовместимых начала: признание головой необходимости технического наступления на природу, и неприятие душой курочащих всё живое стальных ковшей и отвалов.

Вновь и вновь вспоминаю замечательный роман Сергея Лукьяненко «Спектр». http://starodymov.ru/?p=8568 Некая инопланетная цивилизация Ключников овладела возможностью обеспечивать себя всем необходимым. И первое, что она сделала – вернула родной планете первозданный вид, уничтожив все следы технократического вмешательства в природу. Ключники превратили её в гигантский природный парк! И как же я их понимаю!..

Я с детства обожаю лес http://starodymov.ru/?p=23264 . Я признаю красоту моря http://starodymov.ru/?p=25118 , гор http://starodymov.ru/?p=8126 , даже пустынь http://starodymov.ru/?p=8330 !.. Несколько лет назад открыл для себя такой вид отдыха как путешествие по рекам http://starodymov.ru/?p=19425 … На которых, признавая их необходимость, всё же раздражаюсь шлюзам…

Но если бы не было вмешательства человека в природу, я бы не смог проплыть из Волги в Карелию! Если бы под днищем теплохода не проплывали затопленные дома и могилы предков, судно не смогло бы подняться до Белого озера и уж подавно преодолеть водораздел и спуститься к Онежскому озеру!..

Как, как всё это совместить?.. Не знаю!

Рассказывают, что время от времени от берега рукотворного Рыбинского моря отрывается большущий пласт торфа, и он долго дрейфует по его поверхности – подобно айсбергу. На нём могут расти кусты и даже деревца, могут оказаться животные, не подозревающие, в какую попали западню… Мне они представляются своеобразными памятными знаками затопленным угодьям, чем-то сродни венков, которые опускают моряки на месте гибели кораблей. Только эти плавучие острова-венки сотворяет мать-природа как память о затопленных человеком территориях.

Мы любуемся берегами водохранилища. А ведь это – бывшие холмы!  Мы видим торчащие из воды коряги – а ведь это бывшие леса, а то и сады! Кое-где встречаются выпирающие над волнами каменные кладки, а то и стены – а это порушенные дома и храмы…

Выходит, что сегодня мы на всё окружающее глядим словно с другого уровня бытия – уровня, искусственно созданного.

По новым берегам стоят новые сёла. В них живут новые люди. И эти сёла для них – уже реальность, данность. Равно как и уровень воды…

Пассажиры рассуждают: как это люди не боятся селиться настолько близко к урезу воды. Да всё просто: уровень здесь регулируется сбросом плотины; здесь просто технически невозможно превышение контрольной отметки! И эта стабильность – реальное благо для жителей прибрежных сёл. Там, где такого регулятора нет, и происходят затопления.

Так, выходит, благо сделали наши отцы и деды, что построили данное водохранилище, что затопили десятки населённых пунктов и вынудили переселиться тысячи людей?..

Нет однозначного ответа на этот вопрос!

…Вечер. Наш теплоход скользит по водной глади. Все желающие собрались в ресторане, в котором по решению организаторов круиза проводятся концерты. http://starodymov.ru/?p=25168 Широкие окна открывают прекрасноеобозрение на округу. Помещение ярко освещено разноцветными огнями. Играет музыка, звучат песни, аплодисменты…

Крохотный яркий весёлый фонарик на необозримых просторах моря – пусть и рукотворного!

А в другой вечер мы плывём по относительно узкой речке – и тот же яркий весёлый фонарик оказывается сжатым густыми лесными вековыми чащами, из которых на нас любопытством глядят лешие и всякие кикиморы…

Этакий островок цивилизации на фоне природы. Дополняют ли они друг друга?.. Или они несовместимы?..  Их сосуществование в одной точке (времени и пространства) – взаимодополняемость или ирреальность?..

Глупые вопросы, скажете?.. Может, и так…

Но вот гложут же!..