12 октября 1855 года – умер Пётр Каверин,
поэт-гусар интересной судьбы, друг Пушкина.
Конечно же, все вы прекрасно знаете Вениамина Зильбера. Как, вы не знаете, кто это такой – Веня Зильбер?.. Это ж автор романов «Два капитана» и «Открытая книга». Ну да, его настоящая фамилия – Зильбер, а Каверин – псевдоним.
Но почему Каверин?.. Кто такой Каверин?.. И чем же он так знаменит, что его фамилию используют как авторское имя для публикаций произведений, входящих в золотой фонд отечественной литературы?..
Да-да, я конечно же знаю, что про лихого гусара Петра Каверина написано немало – и современниками, и беллетристами последующих эпох, вплоть до нынешнего времени… Но вот не удержался и я – уж больно личность это замечательная, хотя и противоречивая…
Гусары первой половины XIX столетия в нашем народе пользуются особой симпатией. Даже на фоне остальных кавалеристов той поры – они на особом счету. Тут тебе и Денис Давыдов и его «Эскадрон гусар летучих», и завсегдатай анекдотов поручик Ржевский, и эпатажный «синий гусар» Михаил Лунин, и благородный толстовский граф Турбин-отец, и Сильвео с болезненным самолюбием в лице Козакова, и пострадавший за честь полка Плетнёв в исполнении Садальского, и даже травести Голубкина в образе кавалерист-девицы Надежды Дуровой… Уж как так сложилось, что гусары по шкале популярности обошли и кавалергардов, и улан, не говоря уже о драгунах, наверное, у специалистов существуют объяснения. Но только именно гусары стали в нашем представлении символом удали, бесшабашности, пьянства, волокитства, бесконечных побед что на поле брани, что в будуарах, да и на сеновалах… Символом гусарства, в общем.
Так вот, Пётр Павлович Каверин входил в число тех носителей ментика, кто в немалой степени обогатили эту популярность. Он родился в 1794 году, и получал образование по статской линии. В пору нашествия Наполеона на Россию учился в Саксонии в Геттингенском университете (напомню мимоходом, что здесь вгрызался в гранит науки и Владимир Ленский, впоследствии павший от руки Евгения Онегина). Вернулся в Россию, и сразу записался в Смоленское ополчение, где скоро стал сотенным начальником… Затем переведён поручиком в Ольвиопольский гусарский полк, входивший в состав Дунайской армии. В зелёном ментике и доломане, да при красных чикчирах он доскакал до Парижа в качестве адъютанта генерал-майора Адама Беннигсена, участвовал в нескольких сражениях (Лейпциг и Дрезден), получил за отличие повышение по чину, но обойдён орденами…
История сохранила про Каверина несколько легенд. Одна из них касается как раз того, почему он, участник ряда боевых стычек, остался без наград. Вроде как он на спор в полном гусарском облачении вышел во время спектакля на сцену театра в Гамбурге, пригрозил расправой (в шутку, конечно) сдрейфившему главному злодею пьесы, поклонился залу и вернулся на своё место. Зрители остались в восторге, начальство – в бешенстве, и впоследствии к наградам его не представляли. Других объяснений этому феномену (37 лет выслуги, три войны и не менее десятка сражений) я не нашёл.
Знаменитую выходку в парижском ресторане, когда русский гусар один выпил четыре бутылки шампанского (в пику французским гвардейцам, осилившим одну бутылку на четверых), кому только не приписывают. Но по одной из версий так поступил именно Каверин, да ещё и ликёром «заполировал». Впрочем, что там и как происходило на самом деле, неведомо – сохранилась только легенда.
К слову, по поводу пьянства… Ещё одна молва утверждает, что наш герой с командой гусар захватили французскую фуру с бочками, рассчитывая, что в таре вино, а оказался – одеколон. За неимением лучшего, гусары и употребили его в качестве спиртосодержащей жидкости (как тут не вспомнить сваху из фильма «Женитьба Бальзаминова» – только там всё же речь шла о рюмке, а тут – бочка). Хотя думаю, что это всё же последующая придумка-преувеличение почитателей Каверина – грузить бочками апельсины ещё куда ни шло, а вот одеколон везти в таком объёме в обозе отступающей армии… Если только из Кёльна… Не знаю, сомнительно как-то.
И ещё один приписываемый Каверину «подвиг» вызывает вопросы. Считается, что именно он на спор промчался в полдень по Невскому в голом виде. Помнится, эту выходку приписывали уже упоминавшемуся Михаилу Лунину, и совершил он её ещё до нашествия Наполеона. Так что окончательный ответ на вопрос, кто ж такое отчебучил, остаётся открытым. Как ни ряди, а только подобные выходки навряд ли носили массовый характер.
Опять же, в ряде публикаций в Сети имеется утверждение, что Каверин на дуэлях убил едва не десяток противников. При строгом спросе в России за дуэли в ту пору это навряд ли возможно. Как говорил Людовик XIV в исполнении Олега Табакова, «одного-двух – ещё куда ни шло»… Но десяток – явный перебор. Доподлинно известно, что на гауптвахту наш гусар угодил не за саму дуэль, а за то, что выступал на ней в качестве секунданта (это когда Грибоедов получил ранение от Якубовича).
Впрочем, не стану пересказывать все байки, которые имеются в Сети и приписываемые Каверину – кому интересно, может ещё найти их немало. Правдивы они или нет – в данном случае не имеет принципиального значения. Главное – людская молва приписывала эти и множество других приключений именно Каверину. А это уже само по себе говорит о его популярности. Про Премудрого Пескаря можно сочинить только назидательную сказку, но никак не героический боевик.
Вернёмся к более достоверным фактам его биографии.
По возвращении из Заграничного похода наш герой переведён в Лейб-гвардии гусарский полк поручиком, и в этом чине служил адъютантом у генерал-квартирмейстера Карла Толя. Затем переведён в Павлоградский гусарский полк, дислоцировавшийся в Саратовской, затем Орловской губерниях.
И в 1823 году вышел в отставку. Предположу, что служба в гвардии ему оказалась не по карману, а в глубинке – не по натуре.
Это – послужной список. Теперь – о том, что же принесло Петру Павловичу столь громкую славу. Выше уже шла речь об этом, а теперь – новый поворот темы.
Большую роль в этой славе сыграл тот факт, что Каверин дружил с Пушкиным, который и воспел его в своих произведениях как кутилу, бретёра, повесу, лихомана, «шалуна», «мучителя красавиц»… Популярность гусара на этом поприще сложилась настолько громкой, что Пушкин упоминает его в своём знаменитом романе как друга Евгения Онегина («…там уж ждёт его Каверин…»), посвящает ему два стихотворения. К слову, забияка Пушкин как-то вызвал друга на дуэль за какую-то его рифмованную шутку, но потом друзья их усадили за мировую чашу… Они состояли в дружеской переписке до самого конца жизни Пушкина…
К Каверину с симпатией относились также Александр Грибоедов, Пётр Вяземский, Николай Тургенев, Виктор Тепляков… А Михаил Лермонтов сколько-то лет спустя вложит в уста персонажа романа «Герой нашего времени» любимую присказку Каверина: «Куда нам, дуракам, чай пить, да ещё со сливками»…
Как и многие участники Заграничного похода, Каверин также наглотался во Франции вольнодумства, и некоторое время состоял в тайных обществах, членов которых впоследствии обобщённо назовут «декабристами». Но сам он на Сенатскую площадь не выйдет – вполне возможно, по той лишь причине, что не знал о намечавшемся бунте, что отсутствовал в столице, но не исключено, что попросту не верил в его успех. В списки участников заговора его следователи включили, но его участие в Союзе благоденствия сочли таким незначительным, что даже вызывать на допрос не стали. В конце концов – одно дело перед дамами во хмелю фрондировать, и совсем другое – выступить против государственного устройства. Многие из нас пережили 1991 и 1993 годы – и чьей бы стороне мы ни сочувствовали, а только на баррикады пошли очень немногие.
…Только не жилось Каверину в отставке. Да и с деньжатами туговато… И поступил он в 1826 году опять на службу, только теперь уже в драгуны. Следует отметить, что после восстания декабристов пребывание вне государственной службы без уважительных причин рассматривалось едва ли не как сочувствие «каторзанам» (так Николай I именовал участников восстания 14 декабря, от французского каторз – четырнадцать). Кто знает, быть может, и данный фактор сказался – кому ж охота без вины царапаться о косые взгляды верноподданных чиновников… Вернувшись на службу, Каверин участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, в подавлении Польского восстания 1830-1831 годов… И в 1836 году вышел в отставку вторично, уже в чине полковника.
А дальше… Проживал наш герой у родителей, в городке Радзивиллове, что близ украинского города Ровно. Отец его, бывший калужский губернатор и сенатор, тайный советник (а по Табели о рангах это генеральский чин), как сообщают исторические хроники, промотал и проиграл в карты всё своё состояние и солидное приданое жены. К тому же мать Петра Павловича, две его сестры и племянник страдали от чахотки, и умерли от неё же…
Вообще о родне Петра Каверина не мешало бы рассказать подробнее – она заслуживает того. Ну да ладно, в другой раз.
Для нас главное сейчас то, что наш герой – кутила и транжир минувших времён –теперь оказался в весьма стеснённых денежных обстоятельствах. А тут, поблизости, дислоцировалась Волынская бригада Отдельного корпуса пограничной стражи, в которой недоставало офицеров… Так в 1838 году полковник Каверин стал пограничником; со временем став командиром бригады… И завершил свой жизненный путь, оставаясь на этой должности. В последние годы жизни его одолевали болезни, и он стал очень набожным…
Пётр Каверин упокоился на местном кладбище, на котором родственники по этому поводу построили церковь во имя Павла Фивейского.
Так вот и жизнь прошла… И вот ведь что обращает на себя внимание: бурные безбашенные приключения юности сохранились в истории, да ещё и приукрашены, а участие в войнах – только в упоминаниях. Что же касается семнадцати лет службы в пограничной страже – и вовсе штрихом. Так уж мы устроены: фейерверки запоминаем, а будни – они и есть будни…
.
Писатель Вениамин Каверин: https://starodymov.ru/?p=40383
Александр Пушкин: https://starodymov.ru/?p=41379
Денис Давыдов: https://starodymov.ru/?p=19927
Поручик Ржевский: https://starodymov.ru/?p=44131
Михаил Лунин: https://starodymov.ru/?p=41292
Сильвео и фильм «Выстрел»: https://starodymov.ru/?p=25620
Михаил Козаков: https://starodymov.ru/?p=37273
Станислав Садальский: https://starodymov.ru/?p=38094
Лариса Голубкина: https://starodymov.ru/?p=32700
Надежда Дурова: https://starodymov.ru/?p=14840
Генерал Беннигсен: https://starodymov.ru/?p=43501
Александр Грибоедов: https://starodymov.ru/?p=32154
Пётр Вяземский: https://starodymov.ru/?p=28292
Михаил Лермонтов: https://starodymov.ru/?p=46297
Нашествие Наполеона и Заграничный поход: https://starodymov.ru/?p=45676
Русско-турецкая война 1828-1829 годов: https://starodymov.ru/?p=40541
Польское восстание 1830-1831 годов: https://starodymov.ru/?p=34035
Восстание декабристов: https://starodymov.ru/?p=45973
Город Ровно: https://starodymov.ru/?p=22010
Одеколон: https://starodymov.ru/?p=41529
.
К записи "Пётр Каверин: буйная младость – набожная старость" пока нет комментариев