Кэролин СКОФИЛД

Люди старшего поколения, особенно военные, по всей видимости помнят, что в самом конце 80-х годов на экраны вышел художественный фильм «Чёрная акула», о том, как в Афганистане испытывали советский вертолёт Ка-50. Фильм, скажем прямо, сам по себе не выдающийся, просто неплохой такой боевичок.

Однако все мы, зрители, знали, что в съёмках задействованы не профессиональные актёры, а действующие офицеры, и это, конечно же, добавляло уважения к создателям картины.

Главную роль советского офицера десантника играл Валерий Востротин, получивший Звезду Героя за Афган, а впоследствии активист ветеранского движения России, и в этом качестве мы с ним неоднократно пересекались. Небольшую роль офицера-разведчика там играл офицер ГРУ Владимир Квачков – да-да, тот самый, кто впоследствии получит известность по обвинению в подготовке покушения на Чубайса (суд счёл обвинение недоказанным). Аса-вертолётчика играл настоящий испытатель «камовского» вертолётного завода, и для него съемки в таком фильме предоставили возможность, во-первых, дополнительно испытать машину в экстремальных условиях, а во-вторых, показать зрителю, на что она способна. Не скрою: лично на меня возможности «вертушки» впечатление произвели сильное.

А главную женскую роль, крутой американской журналистки, исполнила британская представительница СМИ по имени Кэролин Скофилд. О встрече с ней я хочу рассказать.

Дело происходило году примерно в 1990-м. В ту пору я работал постоянным корреспондентом газеты Туркестанского военного округа «Фрунзевец» по Туркменской ССР и проживал в Ашхабаде. И вот стало известно, что в гарнизон приехала британская журналистка, и для неё организуют показательные стрельбы на полигоне «Первомайский», а затем она посетит полигон «Келята». Конечно же, я затесался в свиту сопровождавших её.

В Ашхабаде дислоцировалась 61-я учебная мотострелковая дивизия, и от неё сопровождать журналистку отрядили заместителя командира дивизии. К сожалению, в памяти не сохранились его имя и фамилия; в дивизии я общался в основном с командиром, генерал-майором Юрием Яштаковым, с которым служил в Афганистане, и с начальником политотдела полковником Петром Коротким (ныне оба уже покинули наш мир).

…Приехали мы на полигон «Первомайский». Сама по себе история этого объекта очень интересная, но о ней расскажу в другой раз.

Иностранке показывали стрельбу из огнемёта «Шмель». В ту пору он оставался секретным оружием; стрелял снарядами, производящими объёмный взрыв (термобарический эффект). В Афгане эта «шайтан-труба» наводила ужас на душманов, и Скофилд, освещавшая события в этой стране. оказалась наслышанной об эффективности «Шмеля».

Помнится, она забавно произносила это слово: «Чмэл»…

…Если не ошибаюсь за давностью лет, огнемётчики выпустили по цели три заряда, и ни разу не попали. Снаряды взрывались вдалеке при ударе о скалу, и эти взрывы не производили особого эффекта.

- Мы же вам не показуху демонстрируем, а плановое занятие, – оправдывался перед гостьей замкомдива.

После этого на направление вышел офицер – по всей видимости, командир подразделения. И он попал точнёхонько в стоявшую в качестве мишени бронированную машину (БТР-60, если не ошибаюсь). Вот это был эффект!.. Снаряд пробил корпус и взорвался внутри; из всех щелей рванули ошмётки пламени – и не вызывало сомнения, что окажись там экипаж, шансов уцелеть не оказалось бы ни у кого.

- О, «Чмэл»! – только и выдохнула англичанка.

…Она ещё что-то посмотрела, ей что-то показали… Мы группой держались поблизости…

И вдруг англичанка круто повернулась и подошла к нам. Рядом неотступно следовал переводчик – крепкий парень в камуфляже, сам внешний вид которого не позволял усомнится, что он представитель неких спецслужб, а уж наших или британских, неведомо.

И вот подошла к нам эта мисс и безошибочно ткнула пальчиком в представителя Особого отдела дивизии.

- А вы кто? – она спросила, а переводчик синхронно перевёл.

От неожиданности офицер начал что-то мямлить… Однако гостья слушать его не стала, отвернулась и отошла.

Дальнейший фрагмент разговора мне позднее разъяснили – я-то английского не знаю…

Замкомдива спросил у Кэролин, мол, чего-то это обратила внимание именно на этого сопровождавшего. Она ответила, что у него несоответствие цвета петлиц с эмблемами. Наш полковник начал ей что-то объяснять, что такие несовпадения имеют право на существование… Но Скофилд его остановила, обронив: «Ну я же правильно поняла, кто это»…

На следующий день гостью в Келяту сопровождал уже другой «особист», к уставному виду которого было не придраться.

О полигоне «Келята» тоже можно рассказать немало интересного. Но тоже в другой раз.

Этот полигон имел статус окружного, а потому сюда приезжали на боевую учёбу части со всей Туркмении.

И вот едет кавалькада наших «уазиков», и прямиком выруливаем к «нештатной ситуации»: в арыке застряла какая-то боевая машина, и его пытались вытащить тягачом. Солдаты в одних сатиновых трусах и сапогах, перепачканные в иле или мазуте, мокрые, злые; у них что-то не получается, матерятся… А Кэролин знай себе щёлкает фотоаппаратом…

Проехали мы дальше, где-то останавливались, что-то осматривали… А потом случилось непредвиденное.

Кэролин переходила арык, кто-то из офицеров ей подал руку… И с запястья журналистки соскользнул и плюхнулся в воду висевший на ремешке фотоаппарат. Пока его отыскали в иле, достали… На аппарат было жалко смотреть – весь грязный, и из-под крышки вода вытекает…

Надо ли уточнять, что офицер, помогавший иностранке, оказался сотрудником Особого отдела.

- Не фиг лишнее фотографировать! – довольный своей удаче, он позднее делился с попутчиками по «уазику».

Точно не утверждаю, но говорили, что за это досадное недоразумение ему объявили благодарность.

…Недавно повторяли этот фильм… Я посмотрел немного, но потом бросил, не осилил. А когда-то нравился…

Но вот благодаря картине и эту историю вспомнил.

.

Валерий Востротин: https://starodymov.ru/?p=44807

Владимир Квачков: https://starodymov.ru/?p=5266

Юрий Яштаков: https://starodymov.ru/?p=24801

Пётр Короткий: https://starodymov.ru/?p=22355

Полигон Первомайский: https://starodymov.ru/?p=8091

Полигон Келята: https://starodymov.ru/?p=29520