Начало: https://starodymov.ru/?p=42195

Вторая часть: https://starodymov.ru/?p=42201

Уже после того, как данный текст (отредактированный) увидел свет на интернет-площадке «Камертон», по каналу «Звезда» показали очень интересную программу, которая здорово дополнила мои представления о событиях столетней давности. Не скрою: стало приятно от того, что основные тезисы моих мыслей оказались созвучными тому, о чём говорили маститые историки.

А вот поворот, который я до того не оценивал, и который в передаче прозвучал очень убедительно.

При предварительном обсуждении будущего советской страны образовалось две основные точки зрения. Сталин предлагал, по сути, восстановить имперскую структуру: единое государство с губернским делением, без обозначения национального начала. Ленин предлагал именно Союз – равноправных национальных субъектов на основе добровольного объединения.

Так вот. Национальные лидеры новообразованных псевдогосударств испугались того, что в случае победы программы Сталина лишатся своего статуса (читай: своих кресел), а потому поддержали Ленина.

Если говорить объективно, при данных обстоятельствах позиция Сталина больше соответствовала принципу интернационализма, лежавшего в изначальной идее социализма. Однако – приходится повторить в очередной раз – более гибкий в ту пору Ленин умел лавировать, поступаться какими-то позициями, даже фундаментальными, для достижения своей цели, которую видел центральной в данный момент. Он уже осознал, что Мировой революции не получается, и стремился сохранить от окончательного размежевания хотя бы территории, на которых установилась Советская власть, пусть и с националистическим душком. Сейчас-де, главное – объединиться, а с частностями со временем разберёмся. Насколько можно судить, Сталин с такой постановкой вопроса согласился – учиться он умел всю жизнь. И на завершающем этапе формирования Союза, по сути, он лишь изображал оппонента Вождя, не проявляя особой активности в отстаивании своей первоначальной точки зрения.

Хотя ни у кого не могло оставаться сомнения: кто не пожелает войти в состав СССР на правах самостоятельной (пусть и относительно самостоятельной) республики, войдёт в состав России на уровне губернии – «симпатичный грузин» обладает для этого достаточной силой и решительностью. По старой армейской шутке: «Кто не хочет разгружать люмень, будет разгружать чугуний». Вожди Закавказья, Украины и Белоруссии расклад оценили, и приняли то самое решение, столетие которого мы только что отметили.

Ну и ещё следует обратить внимание на один факт, который, на мой взгляд, иной раз недооценивается.

Общеизвестно, что до революции такой административной единицы в составе Российской империи, как Украина, не существовало. (Других тоже не существовало, но сейчас речь не о них). Понятие «Украина» бытовало, равно как и «Малороссия», и идея отмежевания среди части интеллигенции бродила… Но в данный момент хочу подчеркнуть главное: не сложилось границы, рубежа, который можно было бы расценить как линию размежевания народов. Территорию Северного Причерноморья (Новороссию) осваивали одновременно представители всех наций: русские и украинцы, казаки-донцы, греки, болгары, евреи…  Собственно граница Украины начала формироваться в результате кровавых событий Гражданской войны.

В ту пору по всей территории развалившейся Российской империи сложилось превеликое множество образований, которые пытались провозглашать себя самостоятельными государствами. К таковым можно отнести и Донецко-Криворожскую республику.

И вот тут Ленин совершил поступок, который аукнулся так, что эхо доносится до нас по сию пору.  Этот мощнейший промышленный регион, созданный Россией и населённый в подавляющем большинство рабочим классом русского происхождения, большевистское руководство включило не в состав Российской Федерации, а в состав Украинской ССР. И эта едва зародившаяся местечково-хуторская республика мгновенно увеличилась в три раза, заполучив к тому же грандиозный индустриальный потенциал с опорой на готовую сеть морских портов.

О том, что границы в период Советской власти слишком часто проводились наобум Лазаря, факт общеизвестный. И то, что данное обстоятельство в конечном итоге привело к множеству межнациональных конфликтов, тоже ни для кого не является секретом. Граница между Россией и Украиной – всего лишь один, хотя и нагляднейший тому пример.

Конечно, я признаю, что рассуждаю с точки зрения России, и что в данном тезисе точки над И можно расставить иначе. Только принципиальной сути вопроса это не меняет: механическое включение Донецко-Криворожской республики в состав Украины без права на автономию определило баланс сил в регионе, сформировало её юго-восточную границу на декабрь 1922 года.

…Вот что я хотел бы добавить к уже опубликованному тексту, посвящённому столетнему юбилею образования СССР.

.

Из истории формирования Украины: https://starodymov.ru/?p=40008

Новороссия: https://starodymov.ru/?p=24584

О морском судостроении в регионе: https://starodymov.ru/?p=28736