РУДЕНКО

Роман Андреевич

30.07.1907 г. – 23.01.1981 г.

Генеральный прокурор СССР с 29 июня 1953 года.

Роман Андреевич Руденко – целая эпоха в деятельности Генеральной прокуратуры СССР.

Своеобразным экзаменом на зрелость для Романа Андреевича стал процесс над Лаврентием Павловичем Берией. Согласно официальной версии, Руденко с задачей справился успешно. В конце 1953 года состоялось строго закрытое судебное заседание, которое вынесло ещё недавно всесильному министру смертный приговор. Роман Андреевич Руденко присутствовал при расстреле.

На протяжении своей долгой службы в органах юстиции он на расстрелах присутствовал регулярно.

…Судьбу Романа Руденко можно расценивать по-разному. Одно не вызывает сомнения: будучи последовательным советским функционером, на протяжении всей служебной биографии он всегда добросовестно и компетентно проводил текущую линию партии. В период репрессий – репрессировал, настала пора реабилитации, столь же добросовестно снимал судимости…

При этом он позволял себе спорить с Хрущёвым, если речь шла о принципиальных вопросах, отдавая себе при этом отчёт, что максимум, что ему грозит за несогласие с точкой зрение руководства – отставка.

…В 1937-1938 годах, будучи 33 лет от роду, Роман Руденко занимал пост прокурора Сталинской (Донецкой) области, и входил в состав «особой тройки»; соответственно, подписывал смертные приговоры. Считается, что таковых он завизировал не менее 12 тыс.

В годы войны Руденко – заместитель прокурора, а затем прокурор Украинской ССР. По мере освобождения территории республики от оккупантов проводил большую работу по выявлению и расследованию фактов злодеяний, бесчинств и террора, совершённых гитлеровцами и их пособниками. На наиболее сложных для рассмотрения процессах лично возглавлял обвинение, зарекомендовав себя грамотным юристом и хорошим оратором.

Затем начался Нюрнбергский процесс, на котором Роман Андреевич выступал в качестве Главного обвинителя от СССР – наверное, этот неполный год, в течение которого длился Трибунал, можно назвать звёздным периодом в судьбе прокурора Руденко, его имя обрело международную известность.

Так шло у Романа Андреевича и дальше. Он выступал обвинителем на т.н. «Процессе шестнадцати», откровенно тенденциозном судилище над группой польских лидеров Сопротивления, которых обманом заманили на территорию СССР. Как уже сказано, вёл «дело Берии», также оставившее много вопросов. В 70-е годы участвовал в гонениях на диссидентов…

Вместе с тем, он провёл огромную работу по установлению и укреплению законности в Советском Союзе. Именно под руководством Романа Андреевича Генеральная прокуратура обрела соответствующий её статусу авторитет. Он стал инициатором целого ряда проектов, которые позволили упорядочить, привести в стройную систему весь комплекс законности в СССР.

И опять же, именно под его руководством Генеральная прокуратура в 1950-х – начале 1960-х годом провела грандиозную работу по реабилитации незаконно и необоснованно репрессированных лиц.

Тут следует учесть вот какое обстоятельство. Документы, регламентировавшие процесс реабилитации, чётко указывали, заключённые каких категорий подлежат освобождению – по абсолютно формальному признаку. Соответственно, в прокуратуру и другие организации хлынул поток писем и жалоб от тех заключённых, которые по тому же формальному признаку под амнистию не подпадали, но которые утверждали, что по реально совершённому преступлению (или преступлению, им инкриминируемому) их следует в списки на освобождение внести. Аналогичные письма шли и с воли – за заключённых хлопотали родственники. И по каждому факту требовалось разбираться, вынести решение и подготовить ответ!

Необходимо отметить ещё один важный вопрос, который решил Руденко. Генеральная прокуратура по инициативе и под руководством Романа Андреевича впервые в стране организовала единую систему уголовно-правовой статистики. Это звучит парадоксально, однако до 1960 года таковая система в Советском Союзе отсутствовала: о количестве преступлений каждое ведомство судило и отчитывалось по своим критериям – кому как выгоднее для отчётности. Только с 1961 года вступила в действие унифицированная система учёта, согласно которой Генеральная прокуратура принимала эту функцию на себя по единой системе.

Данный пункт на долгие годы послужил камнем преткновения во взаимоотношениях Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел СССР. Однако Роман Андреевич Руденко твёрдо и последовательно придерживался раз избранного курса.

Между тем, о взаимоотношениях этих ведомств следовало бы сказать чуть подробнее. Министр внутренних дел Николай Анисимович Щёлоков считал свои министерские полномочия урезанными, и неоднократно предпринимал попытки их расширить. Естественно, за счёт других правоохранительных ведомств; в частности, Генпрокуратуры.

Так, он несколько раз предпринимал попытки передать функции следствия от Прокуратуры в МВД. Щёлокову удалось добиться этого решения только частично, и это несмотря на то, что за его спиной стоял авторитет Леонида Ильича Брежнева, а за спиной Руденко – только его собственный.

Роман Андреевич Руденко оставался на посту Генерального прокурора СССР до самой смерти.

.

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39805

Лаврентий Берия – суд и расстрел: http://starodymov.ru/?p=11794

Репрессии: http://starodymov.ru/?p=39786

И ещё о том же: http://starodymov.ru/?p=25974