НЮРНБЕРГСКИЙ И ТОКИЙСКИЙ ПРОЦЕССЫ

В результате Великой Отечественной войны Советский Союз понёс огромные потери – людские, материальные, экономические… В той или иной степени, то же можно сказать и о большинстве стран мира: обогатились по итогам Второй мировой буквально несколько государств.

И вот впервые в мировой истории после подписания капитуляции побеждёнными страны-победительницы организовали судебный процесс над конкретными персоналиями, повинными в этом общечеловеческом преступлении.

О том, что такое возмездие неизбежно, советский лидер Иосиф Виссарионович Сталин заговорил ещё в сентябре 1941 года. На встрече с представителями США и Великобритании, прилетевшими в Москву на переговоры о поставках военных грузов по программе ленд-лиза, он поднял вопрос о послевоенной ответственности Гитлера и его команды перед человечеством.

- Но сначала нужно выиграть войну!.. – прозвучала ответная реплика.

Недоумение, а то и не слишком прикрытый сарказм западных дипломатов можно понять – гитлеровцы рвались к Москве, и, по представлениям англосаксов, Советский Союз не обладал достаточными резервами, чтобы их остановить.

- Немцев мы победим! – уверенно произнёс Сталин.

Понятно, что в этом заверении содержалась изрядная доля политической патетики и дипломатического блефа. Однако будущее показало, что реализма в нём оказалось значительно больше.

…Через полгода после описанного эпизода, в апреле 1942 года нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов направил всем послам государств, с которыми СССР имел дипломатические отношения, ноту «О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных советских районах и об ответственности германского правительства и командования за эти преступления».

…Через год, 2 ноября 1942 года Указом Президиума Верховного совета СССР создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК). Через полгода увидело свет Положение, регламентирующее её деятельность. Считается, что реальным, а не формальным, руководителем её являлся Андрей Вышинский.

В подчинении ЧГК работали комиссии, созданные в республиках и областях, освобождённых от гитлеровских оккупантов и их союзников. Всего таких комиссий сформировано 19.

Общественность страны с активным одобрением встретила создание Комиссии, её деятельность. Поддержала идею и Русская православная церковь, представители которой активно сотрудничали с ЧГК.

Но пока это – просто декларация. А вот – факт, данное утверждение подтверждающий.

В работе Комиссии приняло участие свыше семи миллионов граждан из самых разных слоёв общества. Соответствующие документы оформлялись в полном соответствии с требованиями закона. При этом советская сторона изначально исходила из того, что собранные материалы могут быть представлены международному суду, который предполагалось созвать после войны. Всего ЧГК рассмотрела 54 тысячи актов и свыше 250 тысяч протоколов опросов свидетелей о злодеяниях фашистов и их пособников. Кроме того, изучила около четырёх миллионов актов о причинённом народному хозяйству страны ущербе…

Именно материалы, собранные Чрезвычайной государственной комиссией, впоследствии легли в основу обвинительных документов, представленных советской стороной на Нюрнбергском процессе.

Вот лишь некоторые данные об ущербе, который причинила война Советскому Союзу. Эти цифры широко известны, они приводятся во многих изданиях, однако всякий раз, когда их видишь, они продолжают поражать.

Наша страна потеряла 27 миллионов человек; из них 16 миллионов – мирные жители. Полностью разрушено и сожжено 1710 городов, более 70 тысяч сёл и деревень, более шести миллионов зданий… 25 миллионов человек остались без крова… Общий ущерб, нанесённый стране, оценивался в 679 млрд рублей в ценах 1941 года, что, по оценке экономистов, составляло почти треть национального богатства.

Решение о проведении Международного военного трибунала над нацистскими преступниками главы ведущих государств Антигитлеровской коалиции приняли на Ялтинской конференции в феврале 1945 года.

Нюрнбергский процесс проходил в период с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. И хотя его ход и итоги вызывают у историков и правоведов много вопросов, сам факт, что трибунал состоялся и главные военные преступники понесли наказание, может служить примером торжества справедливости.

В рамках процесса состоялось 403 заседания (напомню: за неполных десять месяцев). Работу Трибунала первоначально освещали 249 официально аккредитованных журналистов; впоследствии их число возросло. Открытые заседания посетили 60 тыс. человек. Советский журналистский пул насчитывал 24 представителя прессы, кандидатуры которых утвердил лично Сталин; впоследствии это число увеличено до 45 человек.

Трибунал рассмотрел свыше 4000 документальных свидетельств. Распечатка стенограммы заседаний составила 20 тыс. страниц; причём, запись велась на четырёх языках…

Состав советской рабочей группы в Нюрнберге собрался довольно внушительным. Возглавлял её Роман Андреевич Руденко, на тот момент Прокурор Украинской ССР. В течение месяца фактически работой руководил Андрей Вышинский, который поддерживал постоянную связь и получал указания лично от Сталина. Много времени в Нюрнберге проводил Константин Петрович Горшенин, Прокурор СССР (с марта 1946 года – Генеральный прокурор СССР).

…Итоги работы Трибунала известны. К смертной казни через повешение приговорены 12 человек (один заочно); к пожизненному заключению – 3; к различным срокам – 7. Троим вынесены оправдательные приговоры.

Если Нюрнбергский процесс освещён в современной историографии достаточно полно, то Токийскому внимания уделяется значительно меньше. Между тем, и он представляет интерес для истории отечественного права.

Токийский процесс походил с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года – то есть значительно дольше, чем трибунал над гитлеровскими нацистами.

От советской стороны в процессе принимала участие группа юристов, в том числе прокурор г. Москвы Александр Васильев.

Перед международным судом предстало 28 человек; ещё один обвиняемый накануне ареста покончил с собой (принял яд). Двое из них умерли в ходе процесса. Один признан невменяемым (идеолог японского милитаризма – насколько символично!) и по этой причине освобождён от ответственности. Семеро подсудимых приговорены к смертной казни через повешение; приговор приведён в исполнение. Шестнадцати суд определил пожизненное заключение; трое из них умерли в тюрьме, остальные амнистированы в 1955 году. Двоих приговорили к 20 и 7 годам; первый умер в заключении, второй вышел по амнистии. Несколько осуждённых, вышедших после тюрьмы на свободу, впоследствии занимали в политической системе Японии высокие посты.

Показательный юридический факт… По предварительной договорённости иммунитет от судебного преследования получили члены японской императорской фамилии, а также разработчики бактериологического оружия.

Учитывая восточный менталитет, снисхождение к императорской фамилии ещё как-то объяснимо. А вот по оружию массового поражения недоумение остаётся!.. Однако и этому юридическому казусу объяснение выглядит довольно убедительным. Биологи-преступники в обмен на гарантии безопасности передали победителям все материалы по своим исследованиям в области создания бактериологического оружия и борьбы с ним. Помиловать несколько преступников для того, чтобы заполучить вакцины для борьбы против опаснейших эпидемиологических болезней, быть может, и допустимо…

…Нюрнбергский и Токийский процессы можно считать последним крупным событием в истории Антигитлеровской коалиции.

Далее начиналась «холодная война».

.

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39802

Ленд-лиз: http://starodymov.ru/?p=38882

ЧГК: http://starodymov.ru/?p=39451

Нюрнбергский процесс: http://starodymov.ru/?p=35733

Вячеслав Молотов: http://starodymov.ru/?p=32709

Андрей Вышинский: http://starodymov.ru/?p=39778