Законность – на смену «революционной целесообразности»

После Октября 1917 года, когда власть в стране оказалась в руках Советов, с началом Гражданской войны, а также после подавления восстания левых эсеров и иной оппозиции, в Советской России окончательно сформировалась диктатура – номинально пролетариата, а реально относительно немногочисленной группы функционеров партии большевиков. Этот факт получил закрепление и в первой советской Конституции, принятой в 1918 году.

Пока в ходе жесточайшего военного противоборства решался вопрос, отстоит ли новая власть своё право на существование, на перекосы в соблюдении законности особого внимания не обращалось – её подменял принцип «революционной целесообразности», а точнее, то, кто как его понимал.

Однако с окончанием Гражданской войны, в 1921 году ситуация в стране в корне изменилась. Реальная жизнь оказалась в значительной степени иной, чем рисовалась «кремлёвским мечтателям».

Послевоенная разруха, на которую наложились природные аномалии, привела к большому Голоду. Прокатившаяся по стране волна восстаний и выступлений оппозиции вынудила большевиков отказаться от политики «военного коммунизма» в пользу Новой экономической политики. Соответственно, оказался под вопросом закреплённый в Конституции краеугольный идеологический камень – тезис о диктатуре пролетариата. К тому же практика показала, что местные Советы не справляются с миссией контроля за соблюдением законности…

Нередко случалось, что карательные органы, пользуясь «законами военного времени», прибирали к рукам слишком много власти, не особо церемонясь о юридической стороне вопроса.

Вот только один пример.

7(20) декабря создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Председателем её назначен Феликс Эдмундович Дзержинский.

После этого ВЧК и НКЮ тут же оказались втянуты в конфликт. Этого вполне следовало ожидать, так как полномочия обеих структур оказались обозначены довольно расплывчато, и пределы их компетенции в основополагающих документах чётко не разграничивались – особенно на первых порах существования.

Соответственно, ВЧК в силу своей «чрезвычайности» начала арестовывать врагов Советской власти, как откровенных преступников, так и просто подозреваемых – по своему разумению. Наркомюст попытался ввести практику задержаний и арестов в законное русло, издав соответствующий приказ. Однако в условиях военного времени требования этого документа чекисты попросту проигнорировали – у них реальной власти оказалось больше.

Особенно громкую огласку получил конфликт, разгоревшийся вокруг ареста членов оппозиционного т.н. Союза защиты Учредительного собрания – это произошло 19 декабря 1919 года. Руководство Наркомюста попыталось опротестовать арест, и потребовал, чтобы впредь заключение под стражу производилось исключительно с санкции Наркомата…

Вопрос несколько раз рассматривался на заседаниях Совнаркома… И в конце концов решение оказалось не в пользу законности: органам юстиции в дела ВЧК вмешиваться теперь запрещалось официально.

Известно, что по окончании Гражданской войны Феликс Дзержинский принял меры к повышению законности в деятельности ВЧК/ОГПУ, однако это оставалось внутренним делом ведомства, в которое Наркомюст хода не имел.

В этих условиях в январе 1922 года состоялся IV Всероссийский съезд деятелей советской юстиции. К его открытию приурочили создание первого в Советской России юридического журнала «Еженедельник советской юстиции». Буквально в пилотном номере издания опубликован разработанный Наркоматом проект Декрета «О государственной прокуратуре».

На съезде вокруг проекта тотчас разгорелась яростная дискуссия. Спорили как по сути документа, так и по частностям.

Дело доходило до курьёзов!.. Так, некоторые левацки настроенные делегаты даже предлагали отказаться от слова «прокурор», как от «старорежимного», и заменить его на «укрепревзак» – т.е. сотрудник, занимающийся «укреплением революционной законности».

Но основные разногласия вызвали центральные тезисы о функциях и полномочиях новой советской прокуратуры, а также о её подчинённости. Если коротко, основные разночтения можно сформулировать следующим образом. Прокурор имеет полномочия отстаивать соблюдение законности, или же лишь информирует вышестоящие инстанции о тех или иных нарушениях?.. Прокуратура должна стать централизованной структурой или же подпадать в зависимость от местных властей?..

После бурного обсуждения проект приняли, как принято говорить на языке протокола, «за основу». Редакционный коллектив продолжил работать над документом с учётом высказанных рекомендаций. И в первом мартовском номере журнала «Еженедельник советской юстиции» увидел свет новый вариант проекта Декрета, одобренный коллегией Наркомата юстиции.

В таком виде его представили на обсуждение 3-й сессии Всероссийского Центрального исполнительного комитета РСФСР 9-го созыва, которая начала свою работу 12 мая 1922 года.

Здесь также развернулась бурная дискуссия вокруг представленного документа. В результате большинством голосов прошло предложение о двойной подчинённости прокуратуры – Центру и местным властям. Причина такого решения очевидна: зачем собравшимся с территорий делегатам одобрять появление надзорного независимого органа, в зависимость от которого они же сами попадали?.. В стране уже начала быстро формироваться советская бюрократия, которая тут же почувствовала угрозу своим полномочиям.

…Следует отметить, что изначально саму идею возрождения прокуратуры приветствовал и поддерживал Владимир Ильич Ленин, на тот момент глава советского государства. Конечно, он подчёркивал, что деятельность прокуратуры должна базироваться на новых, классовых принципах формирования и функционирования. Однако само по себе её значение для правового государства у Владимира Ильича сомнения вызывало.

Опять же, известно, что после ранения Ленин, по сути, так до конца и не оправился. Он внимательно следил за политической жизнью в стране, однако в полной мере принимать в ней активное участие уже не мог. Многие вопросы ему приходилось решать, оставаясь в Горках.

Так случилось и в этот раз. Профессиональной юрист, Владимир Ильич сразу понял, какими негативными последствиями чревато решение ВЦИК. При местных Советах появится дополнительный бюрократический орган, эффективность деятельности которого останется минимальной.

По настоянию Ленина вопрос о создании (хотя можно сказать, и о воссоздании) прокуратуры вынесли на обсуждение Политбюро ЦК партии. Свою точку зрения по этому поводу он высказал в своём известном письме «О «двойном» подчинении и законности», которое он продиктовал по телефону 20 мая 1922 года. Адресовал он послание лично Иосифу Виссарионовичу Сталину, с 3 апреля того же года Генеральному секретарю ЦК РКП(б).

Центральная мысль Владимира Ильича выражена в следующей цитате:

«…Законность должна быть одна, и основным злом во всей нашей жизни и во всей нашей некультурности является попустительство исконно русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность калужскую в отличие от законности казанской. Надо помнить, что в отличие от всякой административной власти прокурорский надзор никакой административной власти не имеет и никаким решающим голосом ни по одному административному вопросу не пользуется. Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Единственное право и обязанность прокурора передать дело на решение суда».

И далее:

«В итоге я прихожу к выводу, что защита «двойного» подчинения по отношению к прокуратуре и отнятие у неё права опротестовывать всякое решение местных властей не только неправильна принципиально, не только мешает основной нашей задаче неуклонного введения законности, но и выражает интересы и предрассудки местной бюрократии и местных влияний, т.е. худшего средостения между трудящимися и местной и центральной Советской властью, а равно центральной властью РКП.

Поэтому я предлагаю ЦК отвергнуть в данном случае «двойное» подчинение, установить подчинение местной прокурорской власти только центру и сохранить за прокурорской властью право и обязанность опротестовывать все и всякие решения местных властей с точки зрения законности этих решений или постановлений, без права приостанавливать таковые, а с исключительным правом передавать дело на решение суда».

Авторитет Владимира Ильича Ленина, да и здравый смысл в конечном итоге сыграли решающую роль – изложенные в Письме предложения были встречены с пониманием и одобрением. Сторонники «двойного подчинения» прокуратуры оказались в меньшинстве.

И в результате уже 26 мая ВЦИК на очередной сессии принял Положение о прокурорском надзоре.

Преамбула и первый пункт Положения гласили:

«В целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью ВЦИК постановляет:

  1. Учредить в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную Прокуратуру»…

Соответствующее постановление председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин подписал 28 мая 1922 года. Эта дата и считается днём рождения Государственной прокуратуры РСФСР.

Институт прокуратуры вводился в действие Декретом ВЦИК от 8 июля 1922 года.

Первым прокурором Республики стал Дмитрий Иванович Курский, нарком юстиции.

Первое совещание прокуроров губерний и областей состоялось 25 июля – на него прибыли представители 32 регионов России. Дмитрий Иванович Курский назвал собравшихся «первыми застрельщиками в борьбе за законность».

Первый регламентирующий работу документ – «Временная инструкция губернским прокурорам об общих задачах, возлагаемых на прокурора» – подписан 29 июля.

Официальной датой начала работы советской прокуратуры считается 1 августа 1922 года – в этот день к практической деятельности приступили прокуроры 11 губерний. В течение двух месяцев к ним добавилось ещё 35. А к концу года прокуратура функционировала во всех 58 регионах страны.

Первое большое совещание сотрудников новообразованной структуры состоялось в июне 1923 года.

Ну а к концу 1924 года увидело свет «Руководство для прокуроров».

.

О событиях, предшествовавших рождению Советской Прокуратуры: http://starodymov.ru/?p=39717

Мысли о Конституции: http://starodymov.ru/?p=31700

Рождение ВЧК: http://starodymov.ru/?p=3927

Учредительное собрание: http://starodymov.ru/?p=25907

Феликс Дзержинский – о законности: http://starodymov.ru/?p=36243

Покушение на Ленина и его последствия: http://starodymov.ru/?p=33149

О функциях и полномочиях Прокуратуры: http://starodymov.ru/?p=39710

Дмитрий Курский: http://starodymov.ru/?p=39729