ПРОКУРАТУРА СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ:

ОБСЛУЖИВАВШАЯ ВЛАСТЬ

Любая политическая сила, которая стремится изменить существующую политическую формацию и прорваться к кормилу власти, в подавляющем большинстве случаев начинает с того, что принимается расшатывать становые опоры правоохранительной системы государства, её скрепы.

Для достижения данной цели применяются любые, нередко недостойные, приёмы, только бы сформировать в обществе негативное отношение к правоохранительным органам в целом, только бы вбить клин между законодательной и судебной властями, только бы добиться положения, когда даже самые добросовестные служители Закона не могли выполнять свои обязанности, а ещё лучше, усомнились в правоте дела, которому служат, разочаровались в нём… Иными словами, оппозиция всемерно стремится сформировать в стране и обществе революционную ситуацию – когда «низы» не желают жить по-старому, а «верхи» не в силах старыми методами управлять.

По мере того, как рвущимся к власти революционным силам удаётся добиваться реализации этих задач (пусть постепенно и исподволь), повышаются её шансы на успех в задуманном ею социальном катаклизме.

Однако у той же оппозиции, прорвавшейся к власти, с этого мгновения цели и задачи кардинально изменяются. Захватив власть, революционная сила вынуждена тотчас приступить к формированию структур по защите себя самой от сил, которые оказались в оппозиции уже ей.

Власть, лишённая инстинкта самосохранения, обречена изначально. Да и не бывает такой!..

Знаменитая ленинская максима гласит: «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться…». Только в привычной форме фраза на том и обрывается. Между тем, в оригинале сказанное не завершается точкой, там стоит запятая, после которой следует актуальное продолжение: «…но не сразу революция научается защищаться».

Это уточнение в полной мере относится и к правоохранительной системе в России после Октября 1917 года.

В первые месяцы, и даже на протяжении всего первого десятилетия Советской власти в отношении новорождённого государства к вопросам обеспечения законности наблюдались резкие колебания. В этом нет ничего удивительного, коль само понятие «законности», социальных институтов, её обеспечивавших, претерпевало кардинальные изменения.

Большевики, придя к власти, наивно полагали, что с передачей власти во всей её полноте и многообразии в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов отпадёт необходимость в существовавшей традиционной общегосударственной правоохранительной системе. Народ сам сможет вершить правосудие, считали они, без профессиональных судей, прокуроров, адвокатов. Исходя из этого утопического посыла и готовились первые документы из области права новорождённого социалистического государства.

В частности, об этом чётко и недвусмысленно говорилось в известном Декрете о суде №1, датированном 22 ноября (5 декабря) 1917 года. Как вспоминал впоследствии один из авторов Декрета, Петерис Стучка, «суть декрета заключалась в двух положениях: 1) разогнать старый суд и 2) отменить все старые законы».

Декрет предписывал:

- Упразднить доныне существующие общие судебные установления…

- Приостановить действие существующего доныне института мировых судей…

- Упразднить доныне существующие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры…

Подразумевалось, что обвинителями или защитниками обвиняемого могли стать «все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола». Соответственно, и надзор за законностью возлагался на коллегии обвинителей, избираемых местными Советами.

Не следует также упускать из вида и Гражданскую войну, стремительно охватившую всю Россию после Октября 1917 года, иностранную интервенцию, сепаратистские и националистические выступления, раздиравшие страну на лоскуты. В этих условиях основные усилия центростремительные государственные институты видели свою цель в сохранении в своих руках власти любой ценой, считая вопросы соблюдения формальной законности делом второстепенным. Победа в Гражданской войне на долгие годы закрепила этот принцип в сознании значительной части совработников: законность стала инструментом в руках государства, или лиц, олицетворявших государство; она обслуживалась власть!

Первым шагом на пути замены старой системы права на новую, как она представлялась революционерам, стало создание Народного комиссариата юстиции РСФСР. Формирование НКЮ объявлено Декретом об учреждении Совета народных комиссаров, принятым II Всероссийским съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 года.

Наркомюст возгласил Георгий Ипполитович Ломов (Оппоков), которого вскоре заменил Исаак Захарович Штейнберг. Если учесть, что Оппоков был большевиком, а Штейнберг – левым эсером, и что на вопросы права у этих партий имелись серьёзные разногласия, становится очевидным, что уже на момент создания в руководстве наркомата не могло сложиться единства.

В чём они сходились, так это только в изначальном тезисе.

От новорождённой структуры требовалось:

- разрушить действовавшую до сих пор классическую правовую систему Российской империи;

- сформировать новую правовую систему и новую юстицию, основанную на новых социальных принципах;

- в общегосударственном масштабе осуществлять контроль за судебной деятельностью…

В дальнейшем функции и полномочия Наркомата расширялись.

***

Знаковым событием в истории становления советской правоохранительной системы стал I Всероссийский съезд областных и губернских комиссаров юстиции, который состоялся в апреле 1918 года. Руководил его работой Дмитрий Иванович Курский, на ту пору заместитель наркома юстиции, а впоследствии и возглавивший это ведомство.

Дмитрий Иванович показал себя государственным чиновником, который пытался последовательно проводить в жизнь принципы законности. В частности, на съезде он выступил с докладом, в котором доказывал необходимость упорядочения судебной системы в Советской России.

Впоследствии основные тезисы его выступления вошли в «Положение о народном суде РСФСР», утверждённом декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года.

.

Около года назад мне предложили поучаствовать в подготовке большого двухтомника к 300-летию Российской прокуратуры. А именно – подготовить раздел о советском периоде. Я согласился… И теперь предлагаю своим читателям подготовленные материалы – в том виде, как подготовил сам, до обработки консультантами редакционного коллектива. Сборник уже вышел в свет, и когда я его получу на руки, поделюсь впечатлениями.

.

Из истории отечественной Прокуратуры: http://starodymov.ru/?p=39710

Ленинские взгляды на законность: http://starodymov.ru/?p=33141

Революция должна уметь защищаться: http://starodymov.ru/?p=31268

Гражданская война: http://starodymov.ru/?p=35556

Борьба большевиков и «левых эсеров»: http://starodymov.ru/?p=27343