3 сентября 1690 года – на пост Патриарха Московского и Всея Руси избран Адриан – последний патриарх до 1918 года.

Повторю мысль, которую озвучивал уже не раз. Нам постоянно говорят о крайней набожности русских царей. Однако ни один из них не решился нарушить волю Петра и возродить Патриаршество. Почему?.. Уж не потому ли, что подчинённая и подконтрольная Церковь – выгоднее?..

Адриана своим преемником назначил патриарх Иоаким. Сначала патриарх выдвинул своего протеже архимандритом кремлёвского привилегированного Чудова монастыря, а затем поставил митрополитом Казанским и Свияжским – очень престижный пост. После кончины Иоакима патриаршество едва не автоматически перешло в руки Адриана.

Обратите внимание на дату, когда произошло это событие!.. Как раз начались петровские реформы!..

Взаимоотношения юного царя и немолодого (1627 или 1637 года рождения – источники расходятся) патриарха складывались непросто.

Адриан до конца дней своих оставался последовательным сторонником старины, и не одобрял большинство петровских новаций. Конечно, в первую очередь речь идёт о бритье бород, табаке, иноземном платье и вообще о влиянии на русскую жизнь заграничных веяний. В то же время он поддерживал Петра, скажем, в строительстве флота… Активно содействовал Адриан Петру и в вопросе просвещения России, в частности, поддержал создание Академии наук.

Патриарх активно боролся со многими явлениями духовной жизни России, которые считал негативными; и в большинстве случаев, на мой взгляд, его можно понять. Например, он стремился к тому, чтобы каждый приходской священник был, во-первых, грамотным, а во-вторых имел соответствующие книги, по которым он мог вести службы. Он выступал против т.н. «чёрных попов», которые бродили по стране и, не имея на то официального благословения Церкви, отправляли службы в российской глубинке, превратив это в источник своего существования. Он поддерживал Петра в том, чтобы новые монастыри организовывали только по официальному разрешению царя и патриарха…

Вот так и балансировали взаимоотношения двух лидеров России – монарха и патриарха. Наверное, сказывалось на них то обстоятельство, что Пётр ещё не заматерел, не проникся осознанием своей силы; ну а стареющий патриарх всегда оставался в душе в большей степени монахом, хотя и твёрдым в своей вере и воззрениях, но всё же не борцом…

Серьёзные конфликты произошли между Петром и Адрианом по двум принципиальным вопросам. Первый: Адриан выступил против пострижения в монахини первой жены царя Евдокии. И второй: он громогласно призывал царя к милости по отношению к бунтовавшим стрельцам. Как мы знаем, Пётр проигнорировал позицию патриарха что по одному пункту, что по второму. Понятно, это не могло не отразиться на их взаимоотношениях.

И когда Адриан умер – а случилось это 15 октября 1700 года в Николо-Перервинском монастыре, Пётр даже на отпевание не приехал.

Преемником Адриана стал ставленник Петра, перешедший в православие из униатства Стефан Яворский. Однако патриархом его уже не избрали, а только местоблюстителем патриаршего престола – сам же престол оставался свободным вплоть до января 1918 года.

Поговорить же о Стефане у нас ещё будет повод – личность это интересная и в истории значимая.

***

Примечания:

О введении патриаршества: http://starodymov.ru/?p=28736 . О возрождении: http://starodymov.ru/?p=33423

Немного о деятельности патриарха Иоакима: http://starodymov.ru/?p=27862

О Чудове монастыре: http://starodymov.ru/?p=4033

Не могу удержаться от того, чтобы не обратить внимание на Казань: http://starodymov.ru/?p=27429

Пётр Великий и рождение флота: http://starodymov.ru/?p=29756

О судьбе Евдокии Лопухиной: http://starodymov.ru/?p=30167

О стрелецком бунте: http://starodymov.ru/?p=27179