ПОБЕДИЛИ МЫ ВМЕСТЕ…

Первого сентября меня пригласили выступить в школе №2127. Посещать различные мероприятия в этом учебном заведении мне доводилось не раз (см.: http://starodymov.ru/?p=26249 ), так что согласился я, конечно. На мой взгляд, ветеран обязан выступать перед школьниками, и вообще перед молодёжью – если его приглашают, конечно (см.: http://starodymov.ru/?p=24386 ). Даже если особо не умеешь ораторствовать.

А рассказать предложили о том, что в Великой Отечественной войне мы победили потому, что были все вместе – народы Советского Союза.

Беседовать мне довелось с учащимися двух седьмых классов.

Ну, хорошо или не очень я выступил, оценивать не стану. Мне со сверстниками беседовать легче, чем с 13-летними подростками. Но как сумел, рассказал.

Говорил я о панфиловской дивизии (см.: http://starodymov.ru/?p=31644 ) и сибирских дивизиях. О 36-й курсантской бригаде, прибывшей в Подмосковье из Ташкента (см.: http://starodymov.ru/?p=2995 ). Упомянул об Айткули Гельдыеве (см.: http://starodymov.ru/?p=899 )…

О вкладе республик СССР в общую Победу.

Об иностранных воинских формированиях, которые создавались на территории СССР и действовали совместно с частями Красной армии. (Например: http://starodymov.ru/?p=11138 )

О том, как на защиту Москвы отправились ополченцы и как формировались истребительные батальоны (см.: http://starodymov.ru/?p=1053 ); как копали оборонительные сооружения. А вот о дежурстве по ночам на крышах добровольных помощников, которые гасили зажигательные бомбы, как-то упустил…

О книге о писателях-фронтовиках, которая готовится к изданию… (Вот примерно по такой схеме сформированы все биографические справки: http://starodymov.ru/?p=31961 )

Но взялся я за подготовку данной заметки не с целью похвалить себя за вклад в патриотическое воспитание, вовсе нет.

…Спросил я у школьников, кто из них принимал участие в шествии Бессмертного полка (см.: http://starodymov.ru/?p=29603 ). В каждом классе поднялось по четыре-пять рук.

Спросил я у ребят, кто из них может рассказать что-то о своих дедах-прадедах, которые воевали.

В одном классе юноша сказал, что его прадед служил машинистом на паровозе, который перегонял эшелоны с нефтью от Астрахани (см.: http://starodymov.ru/?p=26120 ). В другом классе девушка рассказала, что у них хранится газета, в которой рассказывается, как воевал её прадед…

Всё!..

- Ребята стеснялись, потому и не поддержали разговор, – пояснила мне учительница.

Что ж, быть может, и так…

…Сейчас принято ругать и критиковать общество в целом и школу в частности за снижение в молодёжной среде патриотизма. Оно, конечно, правильно… Однако же, как ни крути, а базовые ценности личности закладываются в семье – это аксиома. Если в семье рвётся связь поколений – в этом виновата школа?.. Если дети не знают, как и где воевал их дед или прадед – в этом виновато общество?..

Право, простите за патетику, не думаю, что поджаривать колбасу на Вечном огне пойдёт недоросль, которому родители рассказывали, в честь кого/чего зажжён этот символ.

…Но есть у этого вопроса и ещё одна сторона.

Коль выявлена в обществе такая проблема… Быть может, пришла пора и школе со своей стороны проявить инициативу… Например, объявить конкурс сочинений ко Дню контрнаступления под Москвой (см.: http://starodymov.ru/?p=31650 )… Или ко Дню защитника Отечества – чтобы каждый рассказал о войне своих прадедов… Благо, сейчас, при наличии интернета найти соответствующую информацию не так трудно.

Впрочем, вторгаться в учебный процесс – не моя прерогатива.

Искренне надеюсь, что выступления мои не прошли впустую.