НЕМНОГО ИСТОРИИ
Так получилось, что много позже я узнал о событиях, которые происходили на месте санатория «Русь» в годы Великой Отечественной.
На месте, где сейчас располагается санаторий «Русь», раньше находилась деревня Дьяково. Судя по самому названию, деревенька была старинная, принадлежала какому-то дьяку ещё в ту бытность, когда дьяки являлись государевыми служащими, а не церковными служками.
Во время Великой Отечественной войны немцы сюда дошли и на какое-то время установили свою власть. В этих краях действовал партизанский отряд Солнцева, однако показать себя в деле, по сути дела, не успел – его быстро разгромили, а командира взяли в плен и казнили.
Здесь же, на берегу реки Рузы, погиб знаменитый кавалерийский генерал Лев Доватор. Сегодня место, где это произошло, затоплено водами водохранилища, так что памятник, некогда там установленный, сегодня перенесён повыше – направление к нему указывает дорожный указатель сразу за плотиной.
Это – факты общеизвестные. Теперь – что удалось узнать мне.
До войны в Туркмении проживал человек по имени Айткули Гельдыев. Когда его назначили наркомом (т.е. министром) народного образования республики, он стал самым молодым наркомом в Советском Союзе.
Когда началась война, он тут же попросился на фронт. Однако человека такого ранга от призыва освободили. Тогда он написал письмо Калинину, и после этого вопрос решился.
Ранг у Гельдыева был высоким, да вот военного образования никакого. Поэтому ему, министру, присвоили звание только батальонного комиссара. Дыры на фронте в те первые месяцы войны затыкали любыми кое-как сформированными подразделениями. А когда началось Московское контрнаступление, в бой пошли все более или менее годные части.
Так что вполне закономерно, что на одном из участков прорыва гитлеровской обороны наступала 36-я стрелковая курсантская бригада, сформированная в Самарканде из учащихся военных училищ Туркестанского военного округа. Именно в это соединение направили служить Гельдыева.
Этому-то соединению и довелось наступать на Дьяково. Курсанты шли с противоположного берега реки, оттуда, где сейчас располагается санаторий «Лужки» (вернее, располагался, потому что я не знаю, что там находится сейчас). А в районе деревень Дьяково и Палашкино немцы устроили опорные пункты, откуда косили прорывавшихся через заваленную снегом пойму реки красноармейцев.
Здесь Айткули Гельдыев и погиб. Один из его сослуживцев написал после войны стихотворение о своём комиссаре, в котором мне запомнились такие строки: «Ткнётся под сердце свинцовая точка – и навсегда притачает к земле».
Деревеньку бригада освободила, и пошла дальше. А погибшие покоятся в братской могиле как раз на противоположном берегу от «Руси».
Вот такая история.
И ещё. Когда в часть прибыл я, от деревни уже ничего не осталось. А вот офицеры и прапорщики, которые служили тут с момента начала строительства, рассказывали, как выселяли деревню.
Всем жителям предоставили квартиры в Рузе. Кто-то согласился охотно, ну а кто-то, как водится, от такой перспективы отказывался. Здесь, в Дьяково, у них стояли добротные дома, большие сады, огороды, опять же, экология… А в Рузе им предоставляли жильё согласно действовавшим законам – т.е. двух-, в лучшем случае трёхкомнатные квартиры. Дольше всех сопротивлялись двое стариков, муж с женой, которым город и даром не нужен был, и которые хотели помереть в доме, в котором прожили всю жизнь. К тому же им полагалась только однокомнатная квартира – это после сельских хоромов-то!.. В конце концов, убедили их переехать. Их размели (в смысле оформили развод), чтобы выделить две однокомнатные квартиры, вместо которых выделили им таки двухкомнатную.
К записи "Как строили “Русь”. Немного истории" пока нет комментариев