«ЯСТРЕБКИ» ПОДМОСКОВЬЯ

Казалось бы, ну что нового можно сегодня рассказать о Великой Отечественной? Обо всем написано, едва ли не каждый факт и эпизод освещен, да еще под разными углами, с диаметрально противоположных точек зрения…

Ан нет, время от времени становятся достоянием гласности те или иные документы, которые обогащают нашу память новыми сведениями о событиях тех грозных лет. Ну а когда вскрываются какие-то материалы, содержавшиеся в архивах спецслужб… Именно о таких документах и пойдет речь ниже; публикация подготовлена с использованием фактов, обнародованных профессором Юридического института МВД России А. Малыгиным и сотрудником Академии ФСБ В. Алексеевым.

Все мы помним замечательный фильм «А зори здесь тихие». В тылу наших войск оказывается диверсионная группа гитлеровцев. На ее перехват идет пожилой опытный старшина с группой девчонок-зенитчиц… Что ж, нет сомнения: и такое бывало. И все же основной силой, которая боролась с диверсантами, были истребительные отряды. «Ястребки», как их называли в годы войны.

Истребительный батальон Таганского района

Уже 24 июня 1941 года было принято постановление СНК СССР «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов». Во исполнение его на следующий день был подписан приказ НКВД «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами в прифронтовой полосе», в котором предписывалось истребительным батальонам взять эти функции на себя.

Такие истребительные батальоны были сформированы в кратчайшее время со всех регионах страны, которым угрожало вторжение гитлеровских войск или которые подвергались бомбардировкам. Скажем, в Ленинградской области уже в июле 1941 года действовало 168 таких формирований, в Орловской – 75, Сталинградской – 66… Всего же в первый месяц войны в прифронтовой полосе действовало свыше полутора тысяч истребительных батальонов. В дальнейшем этот процесс получил развитие. Скажем, в Мурманской области действовали 2 истребительных полка, 8 батальонов, 17 групп общей численностью 6453 человек. Кроме того, здесь сформировалась сеть групп содействия, в которые входили охотники, оленеводы, рыбаки и даже школьники. Участники этих групп занимались наблюдением за воздухом, поиском диверсантов, участвовали в облавах и патрулировании.

Тот же процесс проходил и в Подмосковье. Здесь были сформированы истребительные батальоны в каждом районе. В штате каждого из них было до 500 штыков, каждый был усилен 15 сотрудниками НКВД. Впрочем, структура и состав этих подразделений постоянно менялся, значительная часть из них была постепенно передана в состав Красной Армии… Всего же на территории Москвы и области было сформировано 87 истребительных батальонов общей численностью 28,5 тысяч человек.

Казалось бы, цифры впечатляют. Однако в данном вопросе не все было благополучно. Сами по себе органы НКВД не были готовы к столь резкому увеличению числа «сотрудников». У «ястребков» не хватало теплого обмундирования, продуктов, даже патронов. В сутки на каждого из них полагалось по 8 рублей 30 копеек – на такую сумму можно было только худо-бедно пообедать. В докладной записке старший майор госбезопасности М. Журавлев сообщал, что в Подмосковье полностью укомплектован лишь батальон Железнодорожного района, да и то лишь благодаря швейной фабрике, которая здесь располагалась.

Не следует думать, что истребительные батальоны комплектовались некими секретно подготовленными суперпрофессионалами. Призванных готовили к боям по самой сжатой программе. Так, только в сентябре 1941 года в Подмосковье прошли переподготовку 120 начальников штабов батальонов и командиров рот; кроме того, в области всего подготовлено 500 снайперов, 54 начальника различных служб, 1500 истребителей танков. Кроме того, из лучших «ястребков» была укомплектована школа подрывников-диверсантов в Вешняках – ее прошли более 400 бойцов. Всего только в период Московской битвы при участии бойцов истребительных формирований было обезврежено свыше 200 агентов и более 50 разведывательно-диверсионных групп противника.

Выше уже говорилось, что одной из основных функций истребительных частей была организация поиска диверсантов, шпионов противника. По официальным (скорее всего, очень неполным) данным в Московской области в период осень 1941 – весна 1942 годов задержано 3650 человек, абсолютное большинство которых направлено в местные военкоматы.

Когда фронт докатился до стен столицы, группы «истребителей» стали перебрасываться в тыл врага. Их численность колебалась от 10 до 100 человек; многие из них получали конкретные задачи. Общая численность их составила примерно 5500 человек. За проявленные мужество и героизм в тылу врага 103 бойца истребительных групп было награждено орденами и медалями.

К слову, всего за линию фронта было направлено 2222 оперативных групп и отрядов, 600 из которых со временем превратились в крупные партизанские формирования. «Ястребки», в том числе и подготовленные в Подмосковье, сыграли в них заметную роль.

Николай СТАРОДЫМОВ