920 лет Витичевскому съезду князей

Вот ведь что удивления достойно. О Любечском съезде князей, который произошёл тремя годами ранее, даже в учебниках истории по Древней Руси написано больше, и вроде как на слуху он у любителей истории – хотя результаты его оказались, в общем-то, не так, чтобы слишком впечатляющими. А вот о куда более успешном Витичевском знаем куда меньше.

Право, избирательность исторической памяти нередко ставит в тупик… Или тут сказывается то обстоятельство, что какое-то название более созвучно, более удобно произносимо?..

Сегодня на собственном опыте мы знаем, что этнокультурная, этносоциальная традиция хранит память о былом единстве страны даже после того, как она уже перестала существовать и распалась на множество самостийных осколков. Примерно то же можно сказать и о XI веке. Княжества уже размежевались, однако стремление, даже не стремление, а внутреннее осознание единства какое-то время ещё сохранялось, как у простого люда, так и у князей.

…Так вот, в 1097 году прошёл Любечский съезд князей, который, с одной стороны, закрепил сложившееся к тому времени разделение ещё недавно единого Киевского государства на княжества, но с другой стороны провозгласил, как бы мы сказали сегодня, верховенство коллективных интересов над удельными. Однако этот параграф так и остался именно на уровне декларации.

Ситуацию попытался поправить Витичевский съезд, «открывшийся» 10 августа 1100 года в городке Уветичи (ныне село Витачев), что под Киевом. Прежде всего, съезд постановил наказать главного на тот момент виновника усобицы, волынского князя Давида Игоревича – его лишили ранее доставшейся ему вотчины, выделив несколько малозначительных городков и немалую компенсацию звонкой монетой (400 гривен серебром). И второй итог – князья договорились о совместной борьбе против половцев, что надолго обезопасило Русь со стороны Степи.

Наверное, есть необходимость коротко сказать, в чём заключалась вина князя Давида. Судите сами!

Многочисленные потомки Владимира Крестителя постоянно стремились переделить его наследие. Тот же упоминавшийся уже Любечский съезд попытался как-то устроить пост-киевскую Русь, да только это не особо удалось. Однако до поры – до времени дравшиеся между собой Рюриковичи  всё же соблюдали какие-то правила, какие-то этические нормы войны.

И вот князь Давид, опасаясь конкуренции со стороны князя Василька Теребвольского, обманом захватил его в плен и ослепил. Такого на Руси ещё не водилось!.. Убить – могли, и таких случаев немало; а вот сознательно искалечить конкурента!.. Злодеяние вызвало, как бы мы сказали сегодня, широкий общественный резонанс.

Тогда Владимир Мономах и предложил созвать новый съезд. Поскольку он пользовался в родне авторитетом, у него нашлись единомышленники… И съезд состоялся. О его итогах уже сказано выше. Хочется особо подчеркнуть, что Давид безоговорочно признал решение съезда, подчинился ему… И впоследствии участвовал в совместных походах с другими князьями против половцев.

На какое-то время усобица на Руси притихла. Это позволило дать половцам достойный отпор.

Хочу напомнить, что об этих событиях подробно рассказывается в знаменитом романе-эссе Владимира Чивилихина «Память».

***

Дополнения:

Об инерции народной памяти: http://starodymov.ru/?p=27944

О половецкой угрозе: http://starodymov.ru/?p=22706

Владимир Креститель: http://starodymov.ru/?p=18691

Владимир Мономах: http://starodymov.ru/?p=30584

Роман Владимира Чивилихина «Память»: http://starodymov.ru/?p=11094