КАНАЛ им. МОСКВЫ

(Продолжение.

Предыдущая часть: http://starodymov.ru/?p=34315 )

Значительная часть нашего круиза проходила по каналу имени Москвы.

Я уже неоднократно писал об этом грандиозном гидротехническом сооружении.

Самое главное его предназначение – обеспечение столицы водой.

Чтобы не повторяться, просто предлагаю вашему вниманию нарезку из моих предыдущих публикаций о канале, со свежими вставками, разумеется.

Итак, что из себя представляет канал им. Москвы?.

Канал им. Москвы

Как правило, каналы прокладывают для облегчения транспортного сообщения между регионами. Что касается гидротехнического сооружения, о котором идёт речь, то первопричиной его строительства стала совсем иная.

Проблема дефицита воды в Москве начала нарастать уже давно, ещё в XVIII веке. В веке XIX вопрос стоял уже достаточно остро. Однако где её взять, эту воду?.. Вот и решили перебросить её из Волги в Москва-реку. Осуществили задуманное большевики в тридцатые годы, силами в основном заключённых. И теперь на левом берегу Волги в районе Дубны стоит Ленин и задумчиво глядит вдоль канала им. Москвы, который ответвляется от великой русской реки, чтобы поить столицу.

Что такое этот канал? Вот несколько чисел. Построен в течение четырёх лет и восьми месяцев, длина 128 км, ширина в самом узком месте составляет 85,5 метров, глубина 5,5 метров… Но канал – это не просто канава с водой, это также 240 различных сооружений – плотин, шлюзов, дамб, причалов… И главное – электростанций и насосных. Потому что главная задача канала – служить водопроводом, а потом уже транспортным путепроводом! Хотя тут трудно, понятно, провести разделительную черту между понятиями, коль он создан для решения ряда задач.

Любопытные факты. Для решения данной сверхзадачи в начале 30-х годов предлагались несколько проектов. Если сказать коротко, дело упиралось в решение главной проблемы: нужно было либо копать канал невероятной глубины, чтобы вода из Волги текла сама по себе, либо строить систему шлюзов, чтобы поднять ту же воду на высоту Клинско-Дмитровской гряды, то есть на полсотни метров относительно уровня воды Волги.

Историческая легенда гласит, что судьбу проекта решила фраза, сказанная Серго Орджоникидзе, что, мол, мы не допустим самотёка – ни в партии, ни в строительстве.

Для закачки воды с нижнего бьефа Северного склона на верхние «этажи» требуется много энергии – ежесекундно насосы перекачивают десятки и десятки кубометров животворной влаги.  Ну а по Южному склону стоят турбины, которые преобразуют энергию ниспадающей воды в электричество. Распространённое заблуждение состоит в том, что в результате энергозатраты компенсируются в полном объёме. Увы, вечный двигатель изобрести пока не удалось, и в сеть возвращается только часть затраченного.

И ещё. Северный речной порт располагается не на Москва-реке, а на берегу канала им. Москвы, причём, на самом высоком его уровне. Не все знают, что всем известный его шпиль имеет специальный механизм, который позволяет убирать его внутрь здания. Правда, осуществляли эту операцию за период со дня открытия порта, т.е. с 1937 года, всего несколько раз.

Протяжённость Водораздельного бьефа, т.е. самого верхнего уровня канала, составляет полста километров. Он представляет собой цепочку водохранилищ, и трудно порой определить, в каком месте проходит граница между ними. По тёплой погоде здесь носится множество водоплавающих средств – как быстроходных, так и парусных, как трудяг затрапезного вида, так и надменных баснословно дорогих красавиц. И даже тут виден характер человека, стоящего штурвалом – кто-то управляет яхтой или катерком аккуратно, а кто-то откровенно лихачит…

А затем начинается цепочка шлюзов, по которым корабль постепенно, словно по ступенькам, спускается в Волгу.

Процесс шлюзования – дело непростое, требующее умения, точности и аккуратности. Вместе с крупными судами здесь притискиваются и суда-маломерки. Говорят, что стоимость шлюзования для мелкой яхты составляет 30 тыс. рублей. Уж не знаю, насколько эта озвученная нам сумма соответствует действительности, но если она даже завышена, то помноженная на шесть шлюзов до Волги, удовольствие прокатиться получается не из дешёвых.

Особенностью речного путешествия является то, что в ходе плавания можно бесконечно любоваться проплывающими по бортам берегами. Пейзажи великолепны на всём протяжении маршрута. Однако именно вдоль канала имеется такая особенность: здесь больше всего ощущается урбанизация: всюду видны причальные стенки, автомобильные и железнодорожные мосты, вдоль берега тянутся шоссейные дороги и железнодорожные пути, виднеются высотные здания… По мере удаления от столицы такая концентрация цивилизации всё больше уступает место природе.

Это навлекает на разные мысли. Например, на такую. В незапамятные времена человек селился там, где удобнее было добывать пропитание. В более близкие времена – там, где имелась возможность найти работу. Ну а теперь – там, где крутятся деньги, то есть можно заработать, не производя реального продукта. Вряд ли такую тенденцию можно считать правильной.

(см. http://starodymov.ru/?p=3360 )

***

Долог путь по каналу

Канал им. Москвы – замечательная рукотворная река, без которой столица уже вымерла бы от жажды (см. о нём: http://starodymov.ru/?p=24779 ). Однако плыть по этому исполинскому акведуку интересно только первый раз… Ну, второй… А если в н-ный – дело довольно тоскливое (см.: http://starodymov.ru/?p=10880 ). Теплоход едва-едва тащится меж близких берегов. Во-первых, нельзя поднимать волну, которая размывает берег; а во-вторых (оно же в-основных), куда спешить, если на пути шесть шлюзов, и прохождение их строго регламентировано по времени – без очереди не проскочишь. А затем следуют остановки в городах, в которых мы уже по многу раз бывали: Мышкин (см.: http://starodymov.ru/?p=10834 ) и Углич (см.: http://starodymov.ru/?p=10867 ). Слов нет, в Мышкине каждый раз придумывают что-нибудь новое для завлечения туристов (см.: http://starodymov.ru/?p=15096 ), и всё же…

(см.: http://starodymov.ru/?p=27407 )

***

Кто строил канал

Открыли его 1 мая 1937 года.

Идея судоходного канала, который соединил бы Москву с верховьями Волги, как говорится, витала в воздухе давно. Проект его – в трёх вариантах! – разработали ещё по приказу Петра I. В середине XIX века его даже начали строить, но потом от идеи отказались.

Однако когда за дело взялись большевики, дело пошло. Строили канал в основном заключённые. Впрочем, в нынешние времена о строительстве столько сказано, что вряд ли я смогу что-то добавить новое. Да и я уже писал об этом, и не раз. http://starodymov.ru/?p=10880

Только одно. Мне искренне жаль тех наших сограждан, что погибли, кто лишился здоровья при строительстве этого грандиозного гидротехнического сооружения. Так пусть Канал служит вечным свидетельством того, что гибель и каторжный труд их оказались не напрасными! http://starodymov.ru/?p=21808

(см.: http://starodymov.ru/?p=24779 )