Морея…
Далеко не всегда, но случается, что высшие геополитические государственные интересы оказываются созвучными благородным порывам народа, или хотя бы его части. Так случилось и в описываемой военной кампании. Набиравшая силу Россия рвалась к Проливам, а просвещённая часть общества стремилась помочь своим юго-западным соседям освободиться от османского владычества.
Вот об этом и пойдёт речь.
Как известно, во время очередной Русско-турецкой войны (1768–1774) (см.: http://starodymov.ru/?p=28098 ) в Санкт-Петербурге было принято неожиданное, смелое, быть может, даже несколько авантюрное решение: отправить в тыл Османской империи в Средиземное море эскадру с Балтики вокруг всей Европы (см.: http://starodymov.ru/?p=30074 ). Называлась экспедиция Первой Архипелагской. Общее руководство ею осуществлял граф Алексей Орлов.
Об этой экспедиции рассказывается в нескольких фильмах о деяниях государыни Екатерины II. А кроме того, нам о ней рассказывали в Санкт-Петербургском Музее ВМФ (см.: http://starodymov.ru/?p=29746 )…
В целом задумка удалась и сыграла немалую положительную для России роль в итогах войны.
Однако одна из составных частей кампании – Морейская экспедиция – завершилась в июне 1770 года полной для нас неудачей. Ещё в феврале по распоряжению Орлова на полуостров Пелопоннес, иначе именовавшийся Морея, высадился десант, которому, как рассчитывали, предстояло послужить детонатором для восстания местных жителей, совместно с которыми планировалось очистить от турок всю оккупированную ими территорию.
Общая численность русского десанта, состоявшего из двух отрядов, составляла всего две тысячи человек. Мало, конечно, однако расчёт делался на общее восстание греков против поработителей.
Русских морских пехотинцев действительно поддержали местные добровольцы, однако их оказалось очень мало, да и те в первой же стычке с османами разбежались. Один из русских отрядов из-за такого поведения повстанцев оказался полностью уничтоженным – оставшиеся в живых четверо солдат сумели вынести раненого командира, капитана Баркова, а также знамя.
В дальнейшем борьба на полуострове шла с переменным успехом. Однако в июне 1770 года от сухопутных операций в Греции пришлось отказаться по причине того, что местное население не возражало против своего освобождения, но не особо русским в этом помогало.
Основная тяжесть боевых действий переместилась на море.
Впереди были Хиос и Чесма.
К записи "250 лет Первой Архипелагской экспедиции" пока нет комментариев