Продолжаю публикацию своих впечатлений от прочтения журнала «Берега» (см.: http://starodymov.ru/?p=33358 ).
***
ИСТОРИЯ СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
На полутора десятках страниц
Именно в такой объём сумел уложиться глубоко мною уважаемый Григорий Блехман. (О мероприятии, в котором нам довелось вместе принимать участие: http://starodymov.ru/?p=29899 )
Он показал жизнь страны от Сталина до нынешних времён глазами простого человека – как менялась жизнь, и как в соответствии с этим менялись люди. Единственно – когда начиналась работа над журналом, вирус на нас ещё не свалился, соответственно, и завершилось повествование до начала пандемии.
Право, ничего добавлять не стану. Просто скажу: очень во многом позиции автора совпадают с теми, что думаю и ощущаю я.
И самое главное, с чем я согласен.
Великая беда нашей страны состоит в том, что народ сегодня не знает, что именно строит и куда идёт. Ну право, я не знаю, как этот вопрос решается у других народов. Быть может, они и не испытывают потребности иметь какую-то эфемерную цель. А вот нам, гражданам России, такая цель требуется всенепременно. (см.: http://starodymov.ru/?p=28392 )
Наш народ всегда во что-то верил!.. А теперь… С коммунизмом не получилось, и на смену веры в него пришла растерянность (см.: http://starodymov.ru/?p=19716 ). Потому у нас и не получается ничего построить путного.
Особенно если учесть, что мы видим, как страна из социально ориентированной переродилась в олигархическую державу, что детишки нашей элиты либо стали «мажорами», либо разъехались по заграницам, откуда и поливают грязью страну, которая их же кормит. (Запись от 24 августа: http://starodymov.ru/?p=19010 )
***
РЕЦЕНЗИИ НА РАССКАЗЫ
Следующая публикация номера, которая привлекла моё внимание. Это серия рецензий.
Их написала главный создатель и душа, главный редактор журнала «Берега» Лидия Довыденко. А рецензировала она рассказы, которые написал воронежский автор Сергей Пылёв.
Оно, конечно, рецензировать рецензию – как-то не то. Однако захотелось мне высказаться по данному вопросу.
Знаете, друзья мои, я считал и считаю рассказ самой сложной литературной формой. Разумеется, если говорить о настоящем, хорошем, классическом рассказе. Это ж каким мастерством нужно обладать, чтобы в весьма ограниченное количество страниц втиснуть полноценный сюжет, с интригой, характерами, мудростью, назиданием, выводами, да к тому же чтобы это было интересно!..
Думаю, что коль Лидия Владимировна, чей литературный вкус, чьё творческое чутьё не вызывают сомнения (см.: http://starodymov.ru/?p=31709 ), взялась рецензировать подборку, рассказы удались.
Во всяком случае, судя по рецензиям, произведения и в самом деле достойные. Автор под разными углами высвечивает беды и проблемы нашей современной жизни. Тут рассуждать-пересказывать особенно нечего. Кроме одной реплики.
Все рассказы мне захотелось прочитать самому. Все, кроме одного.
Как-то не глянулся мне рассказ «Матушка». Слащавый он какой-то, паточный… Быть может, в оригинале он глубже, чем в пересказе?..
Рассказ напомнил мне проникновенную повесть «Оскар и Розовая Дама», которую написал французский писатель Эрик-Эммануэль Шмитт. Я прочитал несколько его произведений, но под впечатлением об этой повести остаюсь уже много лет. Там тоже действие разворачивается в больнице для безнадёжных детей. И там тоже за мальчиком Оскаром ухаживает добрая и мудрая женщина.
Разница вот в чём. В той французской книге финал закономерен – мальчик обречён и он умирает. В рецензируемом российском рассказе ребёнок, за которым ухаживает монахиня высокой нравственности – выживает…
Надеюсь, что читатель понимает, что я отнюдь не сторонник детской смертности! Просто мне не нравится столь модный нынче приторный сиропчик: коль православная монахиня появилась в сюжете, значит, всё будет умилительно и благостно.
Ещё раз повторю: быть может, в книге это подано как-нибудь убедительно. Не знаю.
А в целом – судя по всему, автор интересный, многогранный, умеющий смотреть и видеть.
МИНИ-ТЮРИ
По законам жанра полагается завершать тем, с чего начал, коль начал с конца. Закольцевать, то бишь…
Антонина Шнейдер-Стремякова (см.: http://starodymov.ru/?p=33297 ) затрагивает ещё одну тему, которая меня здорово цепляет – о ней уже шла речь.
Несколько «мини-тюрь» посвящены вопросу, что слишком многие демагоги, по формальным признакам вроде как относящиеся к интеллигенции, сегодня утверждают, что писатели у нас перевелись, и читать нечего, в то время как сами уже забыли, когда брали в руки книгу.
По этому поводу расскажу случай, который имел место лет около десяти лет назад, на который я тем не менее постоянно ссылаюсь.
Вообще-то я человек по натуре неконфликтный, и без нужды поругаться с кем-то не стремлюсь. И уж подавно с трибуны на солидном мероприятии – там я вовсе предпочитаю отсидеться. А тут что-то вдруг нашло на меня… Подчеркну: случилось это единственный раз в жизни.
Короче! На каком-то мероприятии, посвящённом Дню писателя, некий чиновник высказался именно в этом духе: Некрасовых и Гоголей среди ныне живущих литераторов не наблюдается… Мне и ранее доводилось слышать подобные выпады, я ворчал, да и проглатывал… А тут…
Короче говоря, вышел я к трибуне, да и говорю прямо этому чинуше:
- Откройте, пожалуйста, портфель, и покажите книгу, которую Вы в данный момент читаете!.. И скажите, каких авторов вы вообще прочитали в последнее время… Только про Пушкина и Тютчева не надо – не поверю!..
Он открыл было рот, но, уловив, что аудитория на моей стороне, ничего не сказал. А потом и вовсе потихоньку удалился.
Ещё недавно самый читающий народ в мире стремительно утрачивает таковую репутацию.
(О том же: http://starodymov.ru/?p=31039 )
К записи "Продолжаю публиковать отклики на материалы журнала “Берега”" пока нет комментариев