О ФРАНЦУЗСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
(О проблеме мигрантов, и о России)
Вполне понятно, что за время путешествия в Париж у меня с собеседниками несколько раз заходила речь о политике, взаимоотношениях России и Франции, вообще о русских и французах. При этом хочу особо подчеркнуть, что французы показали себя исключительно корректными людьми, и если и заходила когда-никогда речь о вопросах, которые (теоретически!) могли привести к обсуждению острых вопросов… В общем, не случилось такого.
Приходится повторяться. У меня сложилось впечатление о французах как о патриотах своего отечества, относящихся к представителям других наций слегка свысока, но при этом как о людях очень корректных, умеющих выстроить беседу в обход острых углов. (см.: http://starodymov.ru/?p=29301 )
Однако ж довелось мне услышать реплику по отношению к гражданам России… Мол, французы способны на протест властям, посмотрите на марши «жёлтых жилетов» (см.: http://starodymov.ru/?p=28546 )… Развития темы не последовало, но и без продолжения было ясно: а вы, мол, почему против Путина и его политики не протестуете?..
На данную тему можно рассуждать, и обсуждать её, и, быть может, я ещё доберусь и до неё. Однако сейчас хочу поговорить о другом: о проблеме, о которой французы не говорят вообще, особенно с посторонними. А если тема и всплывает, они тут же от неё уворачиваются.
Речь идёт о мигрантах.
Довелось мне в Париже посмотреть по телевидению дискуссию о социальной политике государства, пенсионном обеспечении и тому подобным вопросам. Там, в частности, показали стилизованную картинку: молодой француз катит тележку, в которой сидят старик и студент… Символика ясна: содержание этих категорий иждивенцев ложится на плечи работающих граждан.
И тут за спиной прозвучала едва слышная реплика.
- Арабов забыли… – перевёл мне сосед.
Разговоры об арабах, мигрантах, мусульманах и о целой грозди проблем, связанных с этой категорией людей, во Франции является табуированной темой. Это ещё более закрытая тема, чем в России ругательные речи про ВВП: у нас в адрес Владимира Владимировича раздаётся немало упрёков – во Франции о нарастающем давлении со стороны понаехавших тут мигрантов слова не услышишь.
Достаточно уже одного беглого взгляда: протестовать против политики и президента в Париже выходят многотысячные демонстрации – и люди этого не боятся, приезжают даже из других регионов, только чтобы выразить своё отношение к происходящему. А по поводу «арабской проблемы» (буду для простоты называть этот вопрос так) французы боятся высказаться даже в узком кругу. Что, не боятся, а не высказываются из внушённого чувства политкорректности?.. Ну, пусть так… Только думается мне, что эта самая толерантность рассыпалась бы, если бы не сдерживающие её законы.
Гражданин России просто не представляет, какими правами и преференциями пользуются арабы во Франции – ни один мигрант, представляющий любой другой народ, о таком просто мечтать не может! На стороне выходцев из Северной Африки или Ближнего Востока оказываются все законы.
Да-да, я знаю, что в России тоже все законы на стороне приезжих, в ущерб, как это называется, титульной нации.
И я не понимаю, почему это происходит! Кто, какой всемогущий управленец, способный руководить всем миром, устраивает так, что повсеместно в Европе правит бал пришлый?.. Да, во главе всех государств Старого Света стоят вроде как национальные лидеры, однако ж всё больше законов принимается в пользу мигрантов. (Не в этом ли причина: http://starodymov.ru/?p=28890 ?)
Француз не станет делиться и откровенничать со случайным знакомым иностранцем – это противоречило бы его национальной гордости. Однако мне довелось пообщаться с людьми, которые немного в курсе ситуации.
Слов нет: среди арабов есть немало работающих, и работающих добросовестно, кто вполне адаптирован в жизни традиционной Франции. Особенно это можно сказать о людях, которые проживают в стране давно, а лучше – не в первом поколении. Рассказывают, что в стране есть регионы, особенно в южных провинциях, где собственно галлов уже и встретишь всё реже – их вытесняют приезжие. Соответственно, и порядки они устанавливают уже свои.
Мне рассказали, например, что когда во время чемпионата мира по футболу играли сборные Франции и какой-то арабской страны, в южных городах французы опасались выходить на улицу.
Но то – ладно, речь веду о другом.
Напористые, а то и агрессивные приезжие получают жильё, получают пособия, имеют все социальные гарантии… При этом многие вообще не работают, и не видят в том необходимости, вполне безбедно поживая на всём готовеньком. Только мы ведь знаем, что ничего бесплатного в мире не существует; бесплатно – это значит, что платит кто-то другой! (По тому же поводу: http://starodymov.ru/?p=28804 ) В данном случае, тот самый работающий француз с картинки, которую я описал выше.
Ещё раз подчеркну тройной жирной чертой.
Если французы об этом и говорят, то только между собой, или с людьми, которым доверяют. По телевидению они смело (куда смелее, чем у нас) выступают по любому вопросу, в том числе и по поводу политики, проводимой президентом своей страны. Но «арабский вопрос» – это табу!
Ну и ещё один момент, на который я обратил внимание.
Вполне понятно, во время своего краткосрочного визита в Париж я у телевизора не сидел. Так, посмотришь немного с утреца, да во время завтрака в буфете… И вот что характерно.
О России и нашем Президенте речь не заходила ни разу.
Если судить по нашим СМИ, в первую очередь электронным, складывается впечатление, что весь мир только тем и занят, что обсуждает ситуацию вокруг нашей страны, наше нарастающее противостояние с Украиной, Крымский вопрос и т.д. В Париже я воочию увидел, что эта гроздь проблем французов если и волнует, то в самой малой степени.
Как, опять же, мне рассказали, у среднестатистического француза местная пропаганда уже сформировала к России и лично к Путину негативное отношение (см.: http://starodymov.ru/?p=25301 ). Ну что ж, может, и так – хотя слыхал я и иные мнения. Однако лично мне ни малейших подтверждений этому утверждению увидеть не довелось. Когда мои собеседники узнавали, что я из России, неизменно встречал самое благожелательное к себе отношение.
Не удержавшись, я как-то рассказал о французском офицере при дворе Бориса Годунова, сподвижнике Генриха IV Жаке Маржерете (см.: http://starodymov.ru/?p=3692 ), о Жане-Батисте Тевернье, который первым организовал поставки индийских алмазов на европейский рынок, и умер в Москве (см.: http://starodymov.ru/?p=4568 )… Рассказ был встречен с большим интересом.
Право, я думаю, что мы как-то слишком уж оглядываемся на мнение о себе из-за границы. Совсем немного посмотрев французское телевидение, я увидел, что внимание тамошних политиков и теледеятелей сосредоточено в больше степени на своих проблемах, в меньшей степени обращая внимание на другие страны – тем более, находящиеся на другом конце Европы.
Согласен, я слишком мало смотрел ТВ, чтобы делать обобщения. Однако, когда я у себя дома вечером переключаю телеканалы, и вижу по многим из них бесконечное пережёвывание уже давно потерявшей вкус информационной жвачки, меня охватывает досада (см.: http://starodymov.ru/?p=25024 ): нас пытаются убедить, насколько весь мир озабочен нашими проблемами, и ополчился против России. А я увидел картину совершенно иную: конкретно Франция живёт своими проблемами, и о России если и вспоминает, то мимоходом.
Отношение к нам со стороны заграницы всегда оставалось ахиллесовой пятой нашего национального самолюбия.
Вот два пункта, о которых я и хотел высказаться, прежде, чем приступить к подготовке заключительного раздела своих записок о парижских каникулах.
Здравствуй Николай!
Действительно толпы тунеядцев из арабского мира Францию озабочивают более ВВ. ВВ это кукла – арлекино,
я знаю Николай, это письмо не пройдёт. Но вот я работаю в сфере пассажирского автотранспорта, так вот чечены, в Мос. обл. забирают под себя любые понравившиеся им маршруты, основная их структура имеет название «Ранстранс». При этом ни один чич за рулём не сидит. Мне думается ВВ вообще готовит нам образец древней Спарты, или средневекового Самарканда. Структура проста: Рабы и угнетатели.
С уважением лично к Вам Николай Александрович. Юрий.