ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АССАМБЛЕЯ СОДРУЖЕСТВА

2.

ТРИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ПОСЫЛА

(Продолжение. Начало: http://starodymov.ru/?p=30932 )

Зачем человеку дана способность разговаривать; причём, говорить на абстрактные, отвлечённые темы?.. Ответ, как будто, очевиден: чтобы делиться знаниями с сородичами, чтобы иметь возможность вырабатывать алгоритм совместных действий для решения той или иной задачи.

Согласно теории Поршнева-Диденко (см.: http://starodymov.ru/?p=513 ), язык у наших далёких предков появился вследствие стремления выявить среди сородичей представителей, склонных к каннибализму… Можно принимать столь ортодоксальную версию, можно оспаривать, однако ж нет сомнения, что человек – существо в животном мире не самое могучее – выжил как вид исключительно благодаря умению делиться информацией при помощи речи.

Однако ж нет палки об одном лишь конце, не существует медали с одним лишь аверсом!.. (см.: http://starodymov.ru/?p=28948 )

Мы видим в окружающем нас мире, насколько расточительно, насколько бестолково, насколько бесцельно порой пользуется человек своим даром речи! Сколько каждый из нас видел и знает людей, которые умеют низвергать на окружающих вербальные водопады, за которыми ничего, кроме собственно звукового потока, и не разберёшь!

Человек как единица своего вида одарён способностью произносить слова примерно в равной степени. Однако кто-то из нас пользуется этим даром рачительно, стараясь сберечь время – своё и слушателей. Кто-то другой не способен чётко и ясно сформулировать свою мысль, не научился своевременно этому искусству; однако у него она хотя бы присутствует, эта мысль, и человек, пусть и коряво и неумело, стремится её донести до собеседника, заинтересованного в получении озвучиваемой информации… И этот ряд примеров того, как человек распоряжается возможностью говорить, можно продолжить.

Но есть и ещё одна категория человека говорящего. Это тот, кто выходит к микрофону с единственной целью: покрасоваться! Показать, насколько ловко он умеет манипулировать словами, жонглировать образами и примерами, выстраивать сложносочинённые вербальные конструкции, завладевать вниманием собравшихся, насколько речь его искрится-переливается метафорами, идиомами и прочими оксюморонами…

Не сказать что-то собравшимся, а порисоваться перед ними, не донести до них информацию, а понежится в свете софитов, не поделиться знаниями, а подпитаться энергией аудитории – вот цель, к достижению которой стремятся представители данной разновидности выступающих.

Нынче это кокетливо называется новомодным выражением «пополнить свой порт-фолио»…

Не скрою, слишком часто выступающие подобного рода, после которых остаётся недоумение, «а что ты, братец, хотел сказать?», вызывают раздражение. (См. от 19 января: http://starodymov.ru/?p=26358 )

Если человек много и красиво говорит, это отнюдь не свидетельствует о том, что он умеет гибко мыслить! Если человек в своей речи сыплет красивостями и парадоксами, это не значит, что он способен всесторонне анализировать информацию. Если человек втёрся в обойму записных ораторов, которые кочуют с заседания на совещание в качестве говорящей головы, это ещё не значит, что он и в самом деле обладает даром оракула и носителя-озвучивателя истины – он просто умеет складно нанизывать гроздья слов!.. (Запись от 27 октября: http://starodymov.ru/?p=19738 )

Как правило, эрудированность таких дежурных выступантов с какого-то момента начинает пробуксовывать, ибо за чередой выступлений им некогда заниматься саморазвитием. И вот уже слышишь, что человек раз за разом говорит одно и то же, приводит некогда уже слышанные примеры…

Ну, будем откровенны друзья мои! Обращаюсь к тем, кому приходится сиживать на всевозможных форумах… Сколько мы слышали ораторов, которые мнят себя оракулами, а мы их из аудитории видим пустобрёхами!.. И чем выше вскарабкался такой краснобай по ораторской лестнице, тем больше у него гонора и самомнения… И благо, если эти качества в нём подкреплены объективными данными, той же эрудицией, например, обаянием, умением общаться с аудиторией… А то ведь и этого иной раз нет – приглашают человека не как оратора, а как представителя номенклатуры…

Второй предварительный посыл.

Как бы сформулировать его почётче… Как-то коротко, одной фразой и не получается…

Попробую вот так…

Я считаю себя частью, единичкой действительности, в которой мне выпало жить. И существуют макропоказатели, по которым оценивается состояние действительности в целом, и микропоказатели, в которых барахтаюсь я.  Казалось бы, коль я занимаю ячейку общих сотов, то и общее положение дел должен бы воспринимать примерно так же, как и мои соседи по обществу. То есть макропоказатели должны бы проецироваться на моё личное видение окружающего.

Однако ж так ли это происходит на деле? Удивительно, но макропоказатели у нас в значительной степени разнятся от показателей индивидуальных – разнятся не количественно, что было бы понятно, а принципиально, даже по оценочному знаку «плюс» или «минус». Исключительно для примера: когда официальная статистика нам объявляет, что годовая инфляция в стране составляет два процента, а цены в магазине в то же время выросли в полтора раза, а то и больше – это свидетельствует, что мы с чиновничеством глядим на один и тот же мир разными глазами. (см.: http://starodymov.ru/?p=28624 )

К чему это я?.. Да к тому же…

Слушая на Читательской ассамблее иных выступавших, я ловил себя на том, что мы с ними проживаем в разных культурных измерениях. Они говорили о цифровых показателях, о тенденциях и закономерностях, они формулировали определения и структурировали статистические данные… Надо это?.. Без сомнения! Но только слишком уж у них вырисовывалась картинка обнадёживающе-позитивная. Не совпадающая с тем, что мы видим в реале…

Ладно-ладно, вношу поправку: не абстрактно-обобщённые «мы», а лично я вижу в реале.

Эту оговорку-поправку делаю вот по какой причине. На той же Ассамблее в одном из выступлений прозвучала мысль: мол, не нужно говорить о том, что в нынешнем обществе никто не читает – говорите о своём личном окружении, это только вокруг вас лично не читают, а в целом по стране показатели в этом вопросе вполне ого-го!.. Потому и оговариваюсь: да, лично в моём окружении читают книги буквально пара-тройка человек. (об одном из них: http://starodymov.ru/?p=30678 )

А один из собеседников, так и прямо мне сказал: а ты сам-то лично что сделал, чтобы ситуация с чтением и литературой была иной?.. Ну и неча, мол, пессимизм разводить!..

Так вот, подчеркну, что излагаю сугубо своё видение состоявшегося разговора. Общая картина ситуации с книгопроизводством и книгочтением, которую нам вырисовывали чиновники и функционеры с трибуны, здорово отличалась от той, которая складывалась из личных наблюдений и из бесед с коллегами по творческому цеху, которые приехали, как некогда говорили, «с мест». Широкие яркие красочные позитивно-обнадёживающие мазки, накладывавшиеся на полотно Ассамблеи некоторыми официальными лицами, как-то затмевали-замазывали мелкую прорисовку деталей нашего повседневного творческого бытия.

И вспомнился товарищ Нехода из замечательного фильма «Верные друзья» (см.: http://starodymov.ru/?p=28140 ). Помните?..

- Шире нужно смотреть! – примерно так напутствовал он молодёжь. – В общем масштабе!..

Вот и тут смотрели «в общем масштабе».

(Вставка, сделанная позднее: Нет, не все, конечно, но некоторые…)

Ну и третье, логически вытекающее из предыдущего посыла.

После общего пленарного заседания мы разошлись по секциям. Вот там и пошёл конкретный предметный разговор профессионалов. Люди говорили о наболевшем, о реальных достижениях и проблемах, искали пути развития первых и разрешения вторых. Спорили, в конце концов, между собой, иной раз и захлёстывали кого-то эмоции… Потому что люди говорили, а не вещали, делились, а не поучали, рассуждали, а не рисовались…

Вот ради этого разговора мы и собирались. Обсудить истинные проблемы, вопросы, задачи!.. Обсудить с коллегами.

***

…(Пропуск)…

***

Каковы будут его последствия?.. Поглядим.

(Об этом я уже писал: http://starodymov.ru/?p=27913 )

***

В качестве иллюстрации к тексту я использовал снимок, сделанный на первом пленарном заседании. Американский учёный Али Фаразманд демонстрирует слайд, на котором мы видим, что и медведя можно заинтересовать чтением… Мне показался образ забавным, коль вспомнить, что на Западе, и в частности, в США Россию ассоциируют именно с этим косолапым животным…