Луи Жюль АРНУ: «ВИД БОЛЬШОГО ТЕАТРА»

Ну вот на замечательном календаре, о котором я писал почти ежемесячно (см.: http://starodymov.ru/?p=25925 ), открылась последняя страница. Декабрь (см.: http://starodymov.ru/?p=26064 )!

На этой странице помещена репродукция картины Луи Жюля Арну «Вид Большого театра».

Сам театр – понятно: каким он был, таким остался. Вместе с квадригой, которая пару лет назад повергла в ужас некого любознательного депутата Госдумы, разглядевшего через лупу кое-что оголённое не то у Аполлона, не то у жеребца… А вот улица, проходящая левее здания, ныне Щепкинский проезд, отличается. На картине улица уходит вглубь, а нынче – упирается в какое-то здание.

Слева, там, где нынче располагается театр РАМТ, на картине виден бревенчатый забор и какие-то постройки, также деревянные. Пользуясь случаем, напомню, что именно в этом театре я несколько лет назад смотрел один из самых чудесных спектаклей, которые вообще видел на сцене: «Сотворившая чудо» (см.: http://starodymov.ru/?p=8262 ).

О самом Большом театре много рассказывать нет нужды. Прежде всего, я о нём уже писал. Мне самому довелось в Большом побывать дважды. Впервые водил туда старшего сына, ещё мальчонку, на оперу «Женитьба Фигаро» – и с тех пор на оперу не хожу, и, откровенно говоря, и не тянет. А во второй – уже недавно, когда праздновалось столетие со дня рождения Сергея Михалкова (см.: http://starodymov.ru/?p=9041 ).

На площади перед фасадом на картине мы видим  развод кавалерийского подразделения, насколько можно разглядеть, драгунского.

Драгуны – это такой вид кавалерии, весьма специфический. Изначально это пехота, посаженная верхом для того, чтобы быстро добраться до места выполнения боевой задачи. То есть пехотинец вскочил на коня, прискакал в указанную точку, спешился – и пошёл в бой.

Потому в XVIII-XIX столетиях про человека, который не умеет что-то делать, а потому делает нелепо и смешно, говорили «как драгун на лошади». Впрочем, такая характеристика навряд ли справедлива, хотя, коль родилась, наверное, основания для неё всё же имелись.

В России драгунские части появились при царе Алексее Михайловиче (в частности, о нём: http://starodymov.ru/?p=25770 ); боевое крещение они приняли в войне за Смоленск (см.: http://starodymov.ru/?p=12846 ). Ну а просуществовали, почитай, до Великой Отечественной – ибо как иначе назвать кавалерийский корпус того же Льва Доватора (см.: http://starodymov.ru/?p=2995 )?..

К слову, в некоторых странах подразделения, которые у нас принято именовать мотострелковыми, по сей день сохранили название драгунских. Логика в этом, в общем-то, имеется: матушку-пехоту тоже доставляют на место выполнения задачи, а там уже она атакует своим ходом… Только вместо лошадки – бронетранспортёр или боевая машина пехоты…

Но вернёмся к картине.

На полотне обращает на себя внимание ряд столбиков, который тянется на некотором расстоянии от входа в театр параллельно ему. Что это?.. На коновязь не похоже… Или у них та же функция, что и сегодня – ограничивать подъезд к входу, обозначать предел, за которым дозволялось располагаться извозчикам и личным каретам?.. Наверное, так.

Площадь освещают фонари; надо полагать, масляные… И сразу вспомнилось, что впервые повеление об освещении улиц Москвы вышло в период Смутного времени… И вспомнился добросовестный Фонарщик, повстречавшийся в странствиях Маленькому Принцу (см.: http://starodymov.ru/?p=6442 )… И ещё вспомнилось, что электрическое освещение началось в Москве с Храма Христа Спасителя (см.: http://starodymov.ru/?p=3958 )…

И теперь – о художнике. Автор картины – Луи Жюль Арну. Признаться, я несколько запутался в художниках по фамилии Арну. Их оказалось несколько, причём, по меньшей мере двое писали именно пейзажи Москвы (см.: http://starodymov.ru/?p=25801 ). Ну и поскольку я не причисляю себя к знатокам данной сферы искусства… В общем, просто указываю автора: Луи Жюль Арну (1814-1868).

Вот и всё, обзор картин данного календаря приходится завершать.

Но сколько интересного для себя почерпнул, пока их готовил! И сколько увидел новых произведений искусства!