Антон МАКАРЕНКО

Публикация, открывшая цикл: https://starodymov.ru/?p=48562

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=48618

Ну, тут вопросов нет! Этот замечательный педагог не только декларировал, как следует учить, но и сам учил, поднимал «трудных» детей и подростков с самого социального дна.

Мне немало довелось прочитать критического про методы воспитания Макаренко, про его «казарменный коммунизм», подневольный труд и прочие педагогические прегрешения. Но только, что бы кто ни говорил и писал, а только от факта не отмахнёшься: ребят, которые имели все шансы пополнить преступный мир, он воспитал достойными членами общества.

Так что посмотрим, что этот человек писал в своей великой книге «Педагогическая поэма».

См.: https://starodymov.ru/?p=26584

.

Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться.

В своей жизни я встречал немало педагогов. Но в памяти остались в первую очередь именно те, кто хорошо знал свой предмет, и умели своих учеников им заинтересовать.

См.: https://starodymov.ru/?p=43816

.

Красота есть функция труда и питания.

Не стану проверять по первоисточнику – думаю, что в данном случае люди, которые готовили подборку, процитировали автора неверно. Ну да я оставил ссылку на источник, так что с меня взятки гладки. В общем, я не понял данной мысли, и как её интерпретировать, не представляю.

.

Если вы своего предмета не знаете, вас в грош не будут ценить.

Перекликается с максимой, приведённой выше.

.

Самое важное, что привыкли ценить в человеке, – это сила и красота.

Думаю, что цитата выпала из контекста. Навряд ли именно эти два пункта мы больше всего ценим в человеке, да и автор навряд ли только ими ограничивался. Уж профессионализм, умение выполнять свои обязанности, ответственность – как эти качества не отнести к «самым важным»!..

Я вообще не люблю превосходные степени – они годятся только для нежностей, а в остальных случаях их следует избегать.

См.: https://starodymov.ru/?p=25573

.

Куда вы поедете, и куда вас жизнь поведёт – разница.

О, вот тут – бесспорно!

Например: https://starodymov.ru/?p=37362

.

Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость.

Насколько блестяще сказано!

.

Нормальные дети или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания.

Ну, тут – личная точка зрения педагога, работавшего в то время, в той социальной среде.

.

Сколько десятков веков живут люди на свете, и вечно у них беспорядок в любви!

И снова аплодирую блестящему высказыванию.

См.: https://starodymov.ru/?p=24459

.

Самые первосортные мальчики в рыхлых организованных формах коллектива очень легко превращаются в диких зверёнышей.

Кто там сказал, Ницше, если не ошибаюсь, что человек – тот же неандерталец, только слегка покрытый лаком цивилизованности.

См.: https://starodymov.ru/?p=31579

.

Воспитатель всегда должен начинать процесс воспитания с самого себя. И именно к себе предъявлять наиболее высокие требования.

Что ж, в идеале так и должно быть. Но только в идеале…

.

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?

И снова блестяще сказано.

.

Хорошо было то, чтобы я всегда ощущал себя накануне победы, для этого нужно было быть неисправимым оптимистом.

Интересный посыл…