18 мая 2013 года – умер Алексей Балабанов,

Незаурядный отечественный кинодеятель.

Алексей Октябринович родился 25 февраля 1959 года. Окончил Горьковский педагогический институт иностранных языков. Служил в Военно-транспортной авиации, и летал во многие страны Африки и Азии, в том числе в Афганистан, как раз в период, когда там шли боевые действия. К тому же он лично дружил с Вячеславом Бутусовым. Эти факты биографии нашли отражение в его картинах – пусть не всегда непосредственное, но опосредованное – несомненно.

О творчестве, о нереализованных замыслах Балабанова можно говорить много, однако, думается, правильнее оставить это более компетентным авторам. Я же поделюсь только некоторыми мыслями по поводу его картин.

На мой взгляд, главной особенностью творчества Алексея стало то, что он для своих кинофильмов выбирал по-настоящему больные точки общества, и показывал их открыто, без оглядки на то, что по этому поводу соизволит сказать княгиня Марья Алексевна. При этом он не смаковал «чернуху» и «порнуху», чем с удовольствием занимались в ту пору его коллеги по творческому цеху – он их просто обозначал, предоставляя право зрителю дораскрашивать, додумывать увиденное. Он поистине снимал для простых людей, для широкой зрительской аудитории, а не ради благожелательного отклика высокомудрых критиков, которым какая-нибудь не поддающаяся пониманию заумь представляется именно тем, в чём нуждается потребитель «высокого искусства».

Он хотел рассказать ПРАВДУ. Конечно, сама по себе правда – штука персонализированная, она неодинакова для всех. Так вот, Балабанов старался показывать правду такой, какой он видел её сам, без оглядки на толерантность, политкорректность и прочие новомодные насаждаемые обществу веяния.

Вот меня после предыдущего абзаца просто тянет настучать на клавиатуре что-то сглаживающее выпирающие из него острые углы – что-нибудь про расовую и национальную терпимость, про то, что «нельзя всех под одну гребёнку»… На меня удушающе давит внутренний редактор, въевшийся в подкорку цензор, который призывает (принуждает) поосторожнее обращаться с такими острыми предметами, как взаимоотношения между представителями разных народов, как методы наведения порядка и восстановления справедливости… А Алексей Балабанов плевать хотел на всевозможные сглаживающие обстоятельства, показывая войну или криминал такими, как они есть, без прикрас.

Я не говорю, что это правильно или неправильно. Я говорю, что именно благодаря этому своему подходу к творчеству Алексей Балабанов сделал себе имя, а его герои стали кумирами поколения.

Конечно, я не знаю, понимал ли Алексей Октябринович в период работы над картинами, что уловил настроение общества, нащупал главное, в чём нуждалось общество. Но случилось именно так. Его герои стали символами, опознавательными знаками эпохи.

Кто такой «брат» Данила?.. По сути, это тот же Терминатор – заполучив цель, он идёт к ней, не особо считаясь с устилающими его путь трупами и не особо терзаясь муками совести из-за случайных жертв своих разборок. Да, цель Данилы вроде как благородна, во всяком случае, во второй части картины. Однако не оставляет мысль: а если его перепрограммировать?.. Если направить на иные ориентиры, и убедить, что враги – те, а не эти?.. Ведь пойдёт столь же спокойно «мочить» представителей другого лагеря…

…О Даниле можно говорить и спорить немало, дебаты о его личности регулярно разгораются на самых разных площадках Сети.

Когда-то мне довелось разговаривать по поводу этого героя с Марком Рудинштейном. И этот мэтр отечественного кино с некоторым раздражением сказал мне примерно так:

- Ну чего вы прицепились к нему?.. Посмотрите на ситуацию с другой стороны: приехал в Америку русский парнишка – и «замочил» там всех…

Вот в этом, наверное, и секрет картины! Наша молодёжь нуждалась в герое, который мог бы постоять за русских, за соотечественников, в условиях, когда жизнь всё больше оказывалась в зависимости от пришлых – людей и ценностей. Такой подход небесспорен?.. Конечно!.. Но это авторская позиция, которую он имеет полное право высказать!

В том же «Брате-2» много сильных, запоминающихся моментов. Но один из них меня зацепил едва ли не больше других. В какое ничтожество превратился подпавший под влияние чуждой заморской системы ценностей хоккеист – близнец погибшего друга Данилы. Чтобы вернуть ему деньги (всего лишь деньги!) незнакомый ему парень прилетает в другую страну, рискует всем, преодолевает массу преград, валит груды трупов – а инфантильный спортсмен принимает это как должное, и трусливо беспокоится исключительно о последствиях случившегося для себя, любимого…

- Как ты на брата похож! – с какой-то неопределённой, но явно доброй интонацией говорит ему Данила.

Да нет, не похож он вовсе на своего близнеца, который двоих раненых друзей из боя вытаскивал.

…Сам же Данила, выполнив программу, садится в самолёт, заказывает по телефону на завтра столик в ресторане, втыкает в уши наушники и засыпает… Он даже не задумывается о том, как встретятся две его женщины, и нужна ли им эта встреча – он даже не считает нужным поставить их в известность, какой сомнительный сюрприз приготовил!.. Данила умеет думать только о том, как убить и не попасться, а отвлечённые темы межчеловеческих отношений скользят мимо, не особо беспокоя его сознание и душу…

Хочется порассуждать и о фильме «Война» – о том, что убивать человек имеет право по приказу страны, но не за индивидуальную, персонифицированную справедливость. Правильно ли это – думай сам, зритель!.. И «груз-200» мне довелось в реале повидать неоднократно – соответственно, и тут мне имеется что сказать. И по поводу нереализованного замысла фильма о молодости Сталина в ипостаси «экспроприатора» можно было бы поговорить…

Ну да ладно, довольно об этом. Просто отметим, что Балабанов затронул много тем, которые заставляют думать и спорить.

…Десять лет, как Алексей Балабанов ушёл из жизни. А споры о его творчестве не утихают. И продолжаться им ещё долго – в этом нет сомнения. Значит, свой след в искусстве он оставил. Это ли не мечта любого творческого человека?!.

.

Военно-транспортная авиации в Афганистане: https://starodymov.ru/?p=37583

Внутренняя цензура: https://starodymov.ru/?p=40246

Сергей Бодров: https://starodymov.ru/?p=39256

Марк Рудинштейн: https://starodymov.ru/?p=39331

«Брат-2»: https://starodymov.ru/?p=33883