По несобственному желанию
Обычно с самоцензурой связывают систему ограничений, налагаемых автором на самого себя в стремлении предупредить или обойти претензии со стороны цензуры, которые легко предсказуемы. В сущности, каждый из нас в те годы был частью партийногосударственной системы производства и контроля публичной информации, предназначение которой состояло в том, чтобы в информационном пространстве появлялась и существовала только та информация, которая соответствовала духу системы. И каждый был носителем внутреннего цензора, воспитанного и выпестованного системой.
Как действовал механизм самоцензуры? Мы, журналисты, заранее знали цензурные запреты относительно освещения афганской темы. Кроме того, нам были известны основные ограничения, касающиеся всей военной тематики. Знание – великая сила, так как помогает найти нужные слова, обороты, способные раскрыть тему и минимизировать риски цензорского вмешательства. Следовательно, активность умственных действий при написании материала направлялась не только на творческую разработку темы, но и на умелое лавирование между цензорскими барьерами. При работе над материалом эти действия выполнялись подсознательно, так как стали навыком, автоматическим действием. И чем опытнее был корреспондент, тем большим числом приемов обхода цензурных запретов он владел и тем благоприятнее были условия для публикации материала.
Надо понимать, что никто из нас не был рьяным сторонником действовавших цензурных ограничений, но нахождение в плену существовавших представлений об устройстве общественной жизни делало каждого носителем внутреннего цензора.
.
Вводная публикация: http://starodymov.ru/?p=40208
Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=40242
.
Данная тема намного более обширна, глубока и многогранна, чем её представил Владимир. Но понятно, что она, во-первых, выходила за рамки основного вопроса, а во-вторых, не являлась приоритетной. У меня как-то была отдельная публикация про этого самого «внутреннего цензора» периода Афганской войны: http://starodymov.ru/?p=110 .
И вот ведь что характерно: я его и по сей день чувствую, как он контролирует процесс подготовки острых публикаций.
Что же касается непосредственно предложенной выше публикации, хочу подчеркнуть, что сколь бы опытным ни оказался автор, а только я лично, наверное, не знаю военных журналистов той поры, у которых не случалось бы конфликтов с официальной цензурой. Значит, внутренний цензор подводил иной раз и самых опытных из нас.
К записи "Владимир Тимофеев: Цензура – понятие многогранное. Ч.-5. О цензорском самоограничении авторов" пока нет комментариев