18 ноября 1472 года – умер Виссарион Никейский (Василий Трапезунтский).

Судьба и последовательность поступков этого незаурядного человека могут служить нагляднейшим примером того, как самые распрекрасные представления о том, что есть правильно, реально приводят к последствиям едва ли не противоположным; как гуманистические идеи становятся источниками потоков крови; как стремление к миру порождает войну; как попытка спасти родину путём идеологических уступок может сделать выдающегося патриота изгоем… А также свидетельством того, что по пути поиска компромиссов и готовности принять условия оппонента можно отступать только до известного рубежа – дальше начинается предательство; пусть и невольное и неосознанное.

Вот такая затравка для предстоящего разговора.

История Византийской империи долгая и сложная. Государство не раз оказывалось на грани порабощения и прекращения существования, однако каждый раз преодолевало кризис и восстанавливалось. Но, как повелось в истории, до поры до времени: в первой половине XV столетия стало ясно, что в одиночку восточному осколку Римской империи против наседавших с востока турок не выстоять. Особенно это стало очевидным после того, как османскую империю возгласил султан Мехмет II, вошедший в историю как Фатих – Завоеватель. Об этом можно судить уже по карте: некогда необъятная Византийская держава теперь скукожилась до крохотного лоскутка территории вокруг самого Константинополя…

В этих условиях император (номинальный, конечно, ибо – император без империи) Иоанн VIII решил отправиться в Рим, чтобы попытаться вымолить поддержку у единоверцев-христиан против мусульман. Он считал, что ради этого имеет право поступиться едва не любыми принципами православия, подчинив их католической доктрине.

(Для нашей темы это не имеет значения, однако напомню, что первой женой Иоанна была Анна, дочь Великого князя Московского и Владимирского Василия I, сына Дмитрия Донского).

Вполне понятно, что Иоанн отправился на переговоры с Папой Римским в сопровождении группы советников и царедворцев. Однако непосредственно участвовать в теологических (или, правильнее сказать, в политико-теологических) диспутах он доверил только двоим: ортодоксу православия Марку Ефесскому и более гибкому и дипломатичному Виссариону Никейскому. Переговоры вошли в историю как Ферраро-Флорентийский церковный собор.

(Здесь и далее я буду во избежание путаницы приводить имя человека, которому посвящена публикация, Виссарион, а не изначальное Василий).

Данная публикация – не о соборе, не о противоборстве православия и католицизма, не о беспощадной войне христианства и ислама… Здесь речь идёт только об одном человеке, причастном ко всем трём приведённым глобальным событиям, о священнике по имени Виссарион.

Можно как угодно относиться к системе его воззрений, к его готовности к отступательному компромиссу, к его лабильности… Но давайте постараемся понять этого человека!

Самое главное, чего он хотел, это защитить христианский мир от мусульман, спасти Константинополь, в котором он видел один из оплотов христианства от полного уничтожения.

Родом Виссарион происходил из Трапезунта (ныне турецкий Трабзон) – городка на южном берегу Чёрного моря. Когда Византийская империя утрачивала свои территории, этот осколок империи какие-то время сохранял свою греческую идентичность… Однако в конце концов и он рухнул под ударами ятаганов пришельцев… Кто погиб, кто уцелел… Однако факт: всех до единого юношей и мальчиков захватчики определили в янычары – в некоторых мусульманских государствах это сословие, воспитывавшееся для войны против любого врага, даже против единокровных народов.

Чтобы уберечь своих соотечественников от подобной участи, Виссарион был готов на любые уступки католикам.

(К теме это не имеет отношения, ну да как удержаться… Наш знаменитый путешественник Афанасий Никитин на обратном пути из Индии вроде как побывал в Трапезунте).

Мы знаем, что в конце концов Константинополь пал. Очередной Крестовый поход, который провозгласил Рим в защиту Византии, окончился разгромом крестоносцев на Косовом поле. Виссарион стал изгоем православной церкви – его теологические уступки не привели к желаемому результату, зато отторгли от единомышленников.

К тому же и последующие результаты его инициатив оказались куда как неудачными.  Устремления Виссариона породили т.н. «униатскую церковь». Мы знаем, сколько бед она принесла славянским народам.

Только, право, у меня рука не поднялась бы бросить камень в Виссариона и его последователей. Да, лично для меня униаты – враги (пусть только идейные). Но среди них можно привести сколько угодно примеров людей, которые искренне хотели только одного: чтобы христиане всех ветвей религии объединились в единое идеологическое русло.

Зато другое начинание Виссариона принесло великолепные плоды на все последующие века.

Сегодня для нас кажется естественным знакомство, хотя бы поверхностное, с античной культурой. Однако в Средние века Европа о том, что было раньше, даже не подозревала. И только такие подвижники, как Виссарион, открывали Старому Свету истину, что он не родился из ничего, и что раньше тоже проживали умные люди, пусть и не познавшие христовы истины.

Виссарион оказался среди тех подвижников, которые открыли Европе культуру Эллады. Он сам зарекомендовал себя великолепным переводчиком с древнегреческого, так ещё и сумел воспитать и сплотить вокруг себя группу единомышленников. Имена, которые я приведу ниже, мне ничего не говорят – я их просто переписал с вики, однако я искренне верю, что если достойных людей вспоминать чаще, их имена дольше и сохраняться в памяти благодарной интеллигенции…

Поджо Браччолини, Джованни Ауриспа, Лоренцо Валла, Флавио Бондо… Ни об одном ничего сказать не могу. Однако они – истинные подвижники культуры…

Сам Виссарион Никейский и его сподвижники переводили на современный им язык произведения Платона, Аристотеля, Ксенофонта,  Теофраста… Он стал одним из тех движителей Возрождения, благодаря которым культура Старого Света обрела новый импульс для ошеломляющего скачка вперёд и вверх.

Ну и в завершение…

Не оставляя устремления сохранения православия на теологической карте человечества, именно Виссарион стал одним из инициаторов брака наследницы Византийского престола царевны Софии Палеолог с Великим князем Московским Василием III – благодаря этому альянсу Россия заполучила право именоваться Третьим Римом.

…На протяжении всей жизни о. Виссарион собирал библиотеку. И в конце жизни завещал её Венеции, с условием, что это собрание книг останется доступным для всех желающих.

Ну а теперь…

Согласись, читатель, что изначальная затравка публикации отвечает её содержанию…

.

Константинополь: https://starodymov.ru/?p=33493

Мехмет II: https://starodymov.ru/?p=40051

Василий I: https://starodymov.ru/?p=37960

Униатская церковь – другой взгляд: https://starodymov.ru/?p=36917

Чёрное море и рабство: https://starodymov.ru/?p=7686

Афанасий Никитин: https://starodymov.ru/?p=27868

Битва на Косовом поле: https://starodymov.ru/?p=29835

Аристотель: https://starodymov.ru/?p=33961

София Палеолог: https://starodymov.ru/?p=23812

Василий III: https://starodymov.ru/?p=34338