3.
Ну а в Кремле всё случилось так, как мы знаем: Лжедмитрию предъявили собственноручные подписанные им «кондиции», в которых значилось вполне определённо: жениться на пани Марине, и вместе приступить к переориентированию России на Рим.
К тому времени Ксения уже приняла постриг в Горицком монастыре, что на реке Шексна – её монашеское имя стало Ольга. Этот монастырь вообще московские государи часто использовали для ссылки постылых жён или неугодных высокородных представительниц знати.
Легенда гласит, что в монастыре Ксения родила от любовника сына; однако насколько это правда, и если правда, то какова судьба ребёнка, неведомо – нигде в истории он не фигурирует.
Зато доподлинно известно иное: что своим приездом и своим поведением Марина окончательно нарушила хрупкий баланс при дворе, который худо-бедно поддерживал Лжедмитрий. Говоря современным языком, с появлением невесты он вовсе слетел с катушек.
И случился дворцовый переворот. Возглавил его Василий Шуйский, которого Лжедмитрий годом ранее помиловал.
Отдавая дань справедливости человеку, вошедшему в историю как Лжедмитрий Первый, он до конца пытался спасти Марину, и только поняв, что в её половину дворца не пробиться, попытался спастись сам. Безуспешно – погиб; известно, что первым в него выстрелил Иван Воейков, о сомнительной судьбе которого я написал историческое повествование «Личный тать его величества»…
События 1605–1607 годов настолько бурны, многообразны, противоречивы и неоднозначны, что говорить, и уж тем паче писать о них можно бесконечно. Мы же просто констатируем: мутная волна Смуты вынесла в число ключевых игроков отечественной политики личность весьма сомнительных качеств, вошедшую в историю как Лжедмитрий Второй.
Должен сказать, что я прочитал довольно много материалов, относящихся к той поре. И единственный из самозванцев (а их за неполных полтора десятилетия Смуты набралось не менее тех же полутора десятков), о котором современники и последующие исследователи писали хоть что-то положительное, это был первый из них – по наиболее распространённой версии, Гришка Отрепьев. Остальные – обыкновенные проходимцы, как говорится, клейма ставить негде.
Лжедмитрий Второй, по всей видимости, Матвей Верёвкин, показал себя далеко не с лучшей стороны.
К нашей истории относится следующий факт. Он затребовал к себе в постель монашенку Ольгу, в миру царевну Ксению Годунову. И помчались в далёкое Пошехонье услужливые посланцы – доставить красавицу похотливому самцу.
Мужчины, ну будем же откровенны: ведь каждому польстило бы провести ночку с царевной, королевной, или княжной!.. Помните фрагмент из кинофильма «Пётр Первый» – того самого, классического… Бесправные, обречённые на беспросветный каторжный труд работные люди сладострастно допытываются у такого же бедолаги как и сами: Расскажи-де, как ты царицу это самое…
Есть же некая не поддающаяся логическому обоснованию привлекательность в общении с людьми, волею рока относящихся к титулованным, или просто историей запечатлённым родам.
Только мы с тобой, друг дорогой, понимаем суетность этого позыва тщеславия. Для нас любовь важнее, чем титул сопостельницы.
Но не все же столь щепетильны!
Безродный Матвей Верёвкин, сиречь Тушинский вор, затребовал: а подать мне царевну, желаю её телом потешиться. И доставили, хотя и постриженную монахиню, и потешился… Тут уже даже речи не могло идти о какой-то симпатии. Есть косвенные свидетельства того, что он уступал царевну кому-то из друзей-соратников на грешок-другой.
Между тем, Марина Мнишек продолжала борьбу за корону Московского царства. Ксения всегда оставалась её соперницей… Вот и теперь она примчалась в Тушино, умильно признала в Верёвкине повторно «чудесно спасшегося мужа Дмитрия», И тут же потребовала удалить Ксению.
Судя по всему, Марина Ксению ненавидела. Наверное, в первую очередь, за красоту – сама Мнишек внешность имела блёклую. Ну и за то, что все её мужчины московского периода западали на русскую царевну.
Не думаю, что слишком ошибусь, если предположу, что в данном случае Ксения испытала Марине даже благодарность, за то, что избавила её от этого недалёкого и жестокого насильника.
Однако её муки на этом не завершились… Смута продолжалась. И Верёвкина убили. На первый план выходили совсем другие люди.
В частности, Иван Заруцкий, казачий атаман, вошедший в историю как один из наиболее авторитетных представителей Смутного времени. Он тоже возжелал царевны… И снова Ксюшу вырвали из монастырской кельи на потеху тщеславному сладострастнику. Который во хмелю легко уступал поруганную девушку своим друзьям.
Право, пишу все эти подробности не из желания посмаковать «клубничку», а из искреннего сочувствия к несчастной, ушедшей в мир иной четыре столетия назад.
…В общем, блудили казачки. Но тут приехала Марина Мнишек, которая вошла в раж военно-политической интриги, и уже не желала возвращаться к пресной жизни польской провинциалки, пусть и знатного рода… У неё родился от Лжедмитрия II сын, известный как Ворёнок. В условиях русского безвластия при наличии мощной военной поддержки младенца вполне могли признать законным наследником престола, и в этом случае Марина становилась бы регентшей… Ну а Иван Заруцкий, оценив перспективу, решил включиться в интригу и поддержать претендентов.
С учётом изложенного тот факт, что сын Ксении (если таковой имелся) нигде не упоминается, вполне объяснимо: его либо убили сторонники Марины, либо Ксения смогла настолько замести его следы, что он выжил, понятия не имея о своём царском происхождении.
Соответственно, Ксения в очередной раз стала лишней. И в очередной же раз отправилась в монастырь.
Тихая и безропотная Ксения удалилась по сень Новодевичьего монастыря, в то время как Марина продолжила политические игрища. Чем они завершились, поговорим в другой раз.
Что же касается Ксении, историография больше не упоминает о том, чтобы её кто выдёргивал в мир. Инокине Ольге, в миру Ксении Годуновой, оставалось только молиться.
…Где именно она умерла, доподлинно неизвестно. Не то в Суздале, не то во Владимира. Исполнилось ей на ту пору всего-то сорок лет.
И случилось сие ровно четыре столетия назад. 30 августа 1622 года.
.
Предыдущая часть: https://starodymov.ru/?p=41255
Горицкий монастырь: https://starodymov.ru/?p=38586
Василий Шуйский: https://starodymov.ru/?p=34359
Иван Воейков: https://starodymov.ru/?p=38194
Тушинский вор: https://starodymov.ru/?p=35999
Несчастный мальчик по прозвищу Ворёнок: https://starodymov.ru/?p=14516
Иван Заруцкий: https://starodymov.ru/?p=38113
Новодевичий монастырь: https://starodymov.ru/?p=27635
К записи "Ксения Годунова: сколько ж ей пришлось пережить!.." пока нет комментариев