410 лет назад свергнут Василий Шуйский

О Смутном времени можно писать бесконечно (вот просто навскидку: http://starodymov.ru/?p=32117 ). За десятилетие официально выделенного под этим термином периода отечественной истории настолько часто и кардинально менялась обстановка, что разобраться в этих перипетиях до невероятия трудно (см.: http://starodymov.ru/?p=26728 )…

Вообще-то личность царя Василия Шуйского рисуется как-то очень уж несимпатичной (см.: http://starodymov.ru/?p=8976 ). На мой взгляд, такая оценка со стороны потомков достаточно справедлива. Как-то уж очень часто подличал на протяжении всей жизни.

Приходится констатировать, что судить о событиях четырёхвековой давности легче, чем о том, что происходит здесь и сейчас… Аберрация исторических событий, так сказать…

Но факт же!.. По поводу личности Ивана Грозного спорят – что историки, что любители истории, по поводу Петра и Екатерины Великих – тоже… Даже о Борисе Годунове или Алексее Михайловиче, куда менее одиозных правителях, споры идут… А вот о Василии Шуйском – однозначно умеренный негатив.

Да что там – достаточно беглого взгляда о его правлении.

Переворот по свержению Лжедмитрия и захвату власти он организовал классически. Он попытался прозападный галс своего предшественника переложить на возврат к старине. Только не получилось у него ничего – исторический процесс обладает свойством двигаться только вперёд. Смута, внешняя агрессия, внутренний раздрай продолжались.

Чтобы справиться с интервенцией, Василий Иванович отступился от части земель царства в пользу Швеции. Чтобы покончить с Болотниковым (см.: http://starodymov.ru/?p=25770 ), дал ему царское слово, что помилует Ивана Исаевича, а сам велел утопить его потихоньку в проруби. Ну а в довершение ко всему войско Дмитрия Шуйского потерпело жесточайшее поражение под Клушином (см.: http://starodymov.ru/?p=34009 )…

Это переполнило чашу терпения боярства, и 17 июля 1610 года царя Василия Шуйского свергли, постригли в монахи, а затем выдали польскому гетману Станиславу Жолкевскому. Жизнь он закончил в плену.