25 апреля 1982 года – ушёл из жизни Борис Андреев,

Народный артист СССР.

Тот самый случай, когда лицо – не забудешь, по фамилии – не сразу сообразишь, о ком идёт речь…

Для меня в первую очередь это – бесподобный Джон Сильвер… И Журбин-отец в любимой картине «Большая семья»… И конечно же Илья Муромец – истинный, из советской классики, а не нынешний бутафорский (имею в виду фильм «Последний богатырь», где знаменитый былинный герой больше похож на забулдыгу из распивочной). Вспомнили?..

Между тем, у него в фильмографии имеется немало и других ярких запоминающихся ролей. Лауреат двух Сталинских премий – а это уже само по себе о чём-то свидетельствует…

Невероятного обаяния человек.

Хочется обратить внимание читателей на такой факт. По окончании школы Андреев работал на Саратовском заводе по строительству комбайнов, а потом поступил в Саратовское же театральное училище. Так вот, завод настолько гордился этим обстоятельством, что платил своему бывшему рабочему стипендию – только учись, дорогой. Между тем, времена какие стояли – за нецелевое расходование народных средств и «привлечь» запросто могли!.. Сколько узнаю о той поре – и не перестаю удивляться противоречивости её.

Как бы то ни было, Андреев окончил училище в 1937-м, и стал актёром областного театра…

Как пошутила местная многотиражка, в тот год завод «выпустил 1738 комбайнов и одного артиста». (Было же время, когда наша промышленность массово производила сельскохозяйственные машины, а наши театральные вузы – выпускали прекрасных актёров).

Ну а потом вмешался его величество случай – в судьбе актёров такое случается нередко. Во время гастролей на него обратил внимание знаменитый Иван Пырьев, который подбирал исполнителей на фильм «Трактористы»… И Андреев тут же обрёл всесоюзную славу – ещё бы, составить трио с Петром Алейниковым и Николаем Крючковым; да ещё и Марина Ладынина при них!.. А потом на экраны вылетели легендарные «Истребители»…

Правда, тут судьба Бориса буквально зависла на волоске. Как-то, крепко подвыпив, он прошёлся нелицеприятно по высшему руководству страны… Система «стук-стук – я твой друг» сработала мгновенно, и зловещая 58-я замаячила для него вполне реально. Однако лично Сталин на актёра не обиделся, «дело» велел прекратить, и для Андреева всё обошлось лёгким испугом. Причём, это я вполне серьёзно: не сомневаюсь, что испуг Борис пережил вполне себе не «лёгкий», проведя несколько месяцев в следственном изоляторе.

(Как тут ни вспомнить знаменитую реплику Александра III в адрес солдата Орешкина?.. Тут, конечно, совсем иная история, но вот вспомнилось же: насколько судьба человека зависит от настроения сильных мира сего)…

Во время войны Госкино выдало ему «бронь»… И Андреев отблагодарил за это великолепным исполнением роли в фильме «Два бойца», сыграв в паре с самим Марком Бернесом.

В его судьбе было ещё немало прекрасных ролей, быть может, не таких запоминающихся, но по-настоящему значимых… Вспомним картины «Максимка», «Кубанские казаки», «Оптимистическая трагедия»…

Ну а что касается кончины Бориса Фёдоровича, тут следует рассказать удивительную историю.

Актёрская судьба складывается по-разному, и судьбы человеческие далеко не всегда усеяны лепестками роз – хватает и шипов. Сплошь и рядом случается, что даровитые исполнители остаются без заслуженных наград; и нередко по собственной же вине. Хотя и не всегда, конечно…

Вспомним градацию смертей, которую озвучил гробовых дел мастер Безенчек… Она выглядела бы гротескной и даже нелепой, если бы не имела под собой некоторых оснований. Не по части собственно смерти в данном случае, а похорон.

Суть вот в чём.

Как Народному артисту СССР, Борису Андрееву полагалось упокоиться на Новодевичьем кладбище. Но когда ушёл из жизни его друг Пётр Алейников, Андреев потребовал, чтобы того, пусть и не увенчанного лаврами соответствующего ранга, в виде исключения похоронили  всё же на Новодевичьем… Авторитетом Борис Фёдорович пользовался, конечно, большим; однако ж и прецедент создавать распорядители похорон не желали – завтра ж отбоя не будет от других претендентов «в виде исключения». И тогда Андрееву поставили условие: отдадим Алейникову твоё место на Новодевичьем, а тебе придётся довольствоваться Ваганьковским… Андреев согласился… И, судя по той памяти, которую он о себе оставил, согласился без колебаний, и никогда не усомнился в правильности этого решения.

Уж даже не знаю, имеется ли у этого поступка последователи?..

.

О случаях, когда по фамилии не сразу сообразишь, о ком речь: http://starodymov.ru/?p=31936

«Большая семья»: http://starodymov.ru/?p=34127

Илья Муромец: http://starodymov.ru/?p=32026

«Последний богатырь»: http://starodymov.ru/?p=26322

Иван Пырьев: http://starodymov.ru/?p=39022

Пётр Алейников: http://starodymov.ru/?p=30947

Николай Крючков: http://starodymov.ru/?p=36230

Марк Бернес: http://starodymov.ru/?p=38863

История про солдата Орешкина: http://starodymov.ru/?p=30828

Некрополь Новодевичьего кладбища: http://starodymov.ru/?p=39831

Немного о Ваганьковском: http://starodymov.ru/?p=40186