В свете идеологических указаний Старой площади
Для нашей работы особый интерес представляет цензура верхнего уровня, то есть, по Блюму, идеологическая цензура партийного руководства, политические установки которой мотивировали диктат всех структурных звеньев цензуры. Ее осуществляли центральные органы единственной в то время Коммунистической партии Советского Союза. По мнению Т. М. Горяевой, партия сконцентрировала в своих руках контрольно-регулирующую и идеологическую функции, «оставив за государственными цензурными органами проведение последующего контроля» (2009: 348).
Особо отметим, что в отношении афганских событий цензура верхнего политического уровня осуществлялась буквально с первых дней ввода наших войск. На этот счет имеется соответствующий документ – «О пропагандистском обеспечении нашей акции в отношении Афганистана» (подробнее см.: Тимофеев, 2018). В числе других документов, связанных с введением советских войск в Афганистан, он содержался в «Особой папке» как «Приложение № 6», был рассмотрен и одобрен в рамках выработки официальной позиции на заседании Политбюро ЦК КПСС от 27 декабря 1979 г.
Именно этот документ, очертив рамки политкорректного освещения афганских событий накануне Олимпиады-80, действовал все годы пребывания ограниченного контингента наших войск в Афганистане и гарантировал идеологически выдержанную тональность прессы. Он не изменялся и не дополнялся, даже когда стало ясно, что наша гуманитарно-интернациональная миссия на афганской земле подразумевает участие войск в боевых действиях и, как следствие, боевые потери.
В середине 1985 г., когда был взят курс на вывод войск из Афганистана и решение афганской проблемы политическим путем, высшее партийное руководство страны пришло к выводу о необходимости несколько ослабить тиски цензуры. Тогда в «Особой папке» появилась секретная записка отдела внешнеполитической пропаганды (Л. Замятин) и отдела административных органов (Н. Савинкин) ЦК КПСС «О публикациях в средствах массовой информации материалов относительно действий ограниченного контингента советских войск в Афганистане». В ней сообщалось о проработке Министерством обороны, Министерством иностранных дел и КГБ перечня сведений, «разрешаемых к открытому опубликованию, относительно действий ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан». Говорилось, что «отделы ЦК КПСС считают возможным согласиться с этим перечнем и поручить средствам массовой информации руководствоваться им при освещении вопросов, связанных с пребыванием советских войск в Афганистане».
К записке прилагался документ, завизированный руководителями трех силовых ведомств государства: Министерства обороны (С. Ахромеев), Министерства иностранных дел (Г. Корниенко) и КГБ (В. Крючков), в котором излагалась их согласованная позиция в отношении событий в Афганистане и освещения их в СМИ. С этого момента разрешалось показывать «организацию и ход боевой подготовки, размещение во временных городках воинских частей, их повседневную деятельность, проведение совместно с подразделениями ВС ДРА тактических учений в масштабе не выше батальона; посещение советских частей руководителями партии и правительства ДРА, другими афганскими делегациями и проведение мероприятий партийно-политического характера и культурно-массовой работы; награждение советских военнослужащих без показа их конкретной боевой деятельности, послужившей основанием для награждения; привлечение летательных аппаратов и автотранспорта для перевозок грузов местному населению и выделение боевых подразделений для сопровождения колонн и охраны отдельных строящихся объектов; наличие и работу советских военных специалистов по оказанию помощи афганским военнослужащим в освоении поставляемой боевой техники; применение одиночными советскими военнослужащими, отделениями (экипажами, расчетами) и взводами штатного вооружения в целях самообороны при нападении на них мятежников в ходе занятий и учений, в период передвижения и патрулирования, при выполнении других повседневных задач, охране и обороне своих и совместно с воинами ДРА афганских объектов, разминировании, доставке грузов, сопровождении транспортных колонн, проведении повседневных полетов боевых вертолетов и самолетов; отдельные единичные факты (не более одного в месяц) ранений или гибели советских военнослужащих при исполнении воинского долга, отражении нападения мятежников, выполнения заданий, связанных с оказанием интернациональной помощи афганскому народу; строительство, эксплуатацию, вооруженную охрану и оборону трубопровода, построенного советскими подразделениями, и их повседневную деятельность; работу советского военного госпиталя по оказанию врачебной медицинской помощи местному населению, раненым афганским и поступившим на излечение советским военнослужащим; присвоение советским военнослужащим звания Герой Советского Союза с показом их мужества и героизма, проявленных при оказании интернациональной помощи ДРА, без приведения сведений об участии подразделений и частей, где они служили, в боевых действиях» (Ляховский, 1995: 296-298).
По большому счету послабления носили поверхностный характер и не повлекли серьезных изменений в работе цензурных органов. Так, публикация любой информации по-прежнему разрешалась только по согласованию с органами военной цензуры. Обнародование информации об участии советских войск в боевых действиях однозначно оставалось под запретом. Как видно из документа, освещать в печати можно быть только отдельные боевые эпизоды с участием одиночных военнослужащих, отделений (расчетов, экипажей), взводов. Но реальность-то была другой… Во время пребывания на земле Афганистана ограниченный контингент все больше втягивался в системную борьбу с отрядами вооруженной оппозиции, включая проведение масштабных армейских операций. Тем не менее на показ истинного размаха боевых действий не могла претендовать даже центральная партийная печать.
И все-таки появление данного документа говорит о заинтересованности партийно-государственных структур в послаблении жестких требований цензуры. Надо полагать, что это было связано с социально-политическими процессами, которые происходили внутри государства. Чтобы реализовать открывшиеся возможности, журналистам следовало научиться искусству согласования подготовленных материалов с органами военной цензуры, как того требовал перечень.
Обратим внимание на закрытость приведенных выше документов, обеспеченную грифом секретности «Совершенно секретно». Такой подход находился в русле многолетней традиции советской политической цензуры, не обеспеченной законодательно. Цензурная политика строилась не на нормах закона, а на специфических источниках цензурных запретов, часто недоступных в оригинале даже исполнителям. Так, круг посвященных в полное содержание того же приложения № 6 был весьма ограничен. Основные тезисы документа до непосредственных исполнителей – редакторов, журналистов – доводились устно, на закрытых совещаниях, но выполнялись они, надо сказать, безукоризненно.
.
Вводная публикация: http://starodymov.ru/?p=40208
Предварительная публикация: http://starodymov.ru/?p=40213
Маршал Советского Союза Сергей Ахромеев: http://starodymov.ru/?p=38138
Газета «Гвардеец»: http://starodymov.ru/?p=11161
Вывод первого полка с территории Афганистана и цензорская чехарда вокруг него: http://starodymov.ru/?p=586
Один из боевых выходов, разумеется, не освещённый в то время: http://starodymov.ru/?p=23018
К записи "Владимир Тимофеев: О советской цензуре в отношение Афганистана. Ч.-2. Основополагающие документы" пока нет комментариев