Тимофеев Владимир Иванович,

доктор политических наук, доцент,

профес­сор кафедры коммуникационных технологий,

Московский государственный лингвистический университет,

Москва, Россия.

ЦЕНЗУРА ВОЕННОЙ ПЕЧАТИ В ПЕРИОД ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ

Статья посвящена проблеме цензурных запретов, действовавших в Со­ветском Союзе в 80-е гг. прошлого века. Тогда в Афганистане находился ограниченный контингент советских войск, шла война, о которой СМИ пи­сали скупо и однобоко, что объяснялось наличием системы цензуры, которая в Советском Союзе выполняла специфическую контрольно-запретительную функцию. В статье рассмотрена иерархия уровней цензуры тех лет, охарак­теризованы особенности их действий по контролю за содержанием контен­та, дозированному освещению событий, связанных с пребыванием в Афгани­стане контингента советских войск, его участием в боевых действиях. Исследованы порядок принятия и содержание документальных источников цензурных запретов, соблюдение которых было обязательным требованием для СМИ. Установлено, что под влиянием происходивших в стране полити­ческих перемен они имели тенденцию к некоторому послаблению, однако продолжали обеспечивать политико-идеологический контроль за темати­кой и содержанием СМИ, что выражалось в ограничениях на распростране­ние полной и достоверной информации о событиях в Афганистане. В иссле­довании задействованы личные наблюдения автора, который неоднократно бывал в Афганистане в качестве корреспондента газеты Туркестанского военного округа «Фрунзевец».

Ключевые слова: цензура, цензурные запреты, война в Афганистане, во­енные корреспонденты.

Введение

Закрепление в Конституции Российской Федерации нормы о запрете цензуры (ч. 5, ст. 29) отнюдь не убавило интереса исследо­вателей к этой проблеме. Цензура как социальный институт про­должает привлекать внимание ученых, хотя исследована с разных точек зрения (в качестве авторов выступают историки, философы, юристы, филологи, социологи, культурологи) и в разные периоды (царский, советский, российский). Анализ литературы в различ­ных предметных областях дает основание утверждать, что цензура периода войны в Афганистане осталась за рамками внимания исследователей и пока не получила всестороннего осмысления. Единственной попыткой хоть как-то обозначить этот вопрос мож­но считать несколько страниц в монографии доктора историче­ских наук А. В. Козлова «История советской военной журналисти­ки (1945-1991 гг.)» (2007: 225-232).

Нашей целью является выявление и описание особенностей действия всех уровней цензуры при освещении в СМИ войны в Афганистане.

В качестве теоретической основы исследования взяты пять ба­зисных уровней цензуры, которые выявил и обосновал в своих работах авторитетный исследователь отечественной цензуры

А. В. Блюм. К таковым относятся: идеологическая цензура, осу­ществляемая партийным руководством; цензура органов тайной политической полиции; контроль Главлита; редакторская цензура и самоцензура (2000: 14-22). Автор полагает, что такой подход позво­ляет сохранить единый вектор изучения цензуры как социаль­ного явления.

В качестве основных методов исследования нами определены источниковедческий анализ и наблюдение. Источниковедческий анализ позволяет не только представить обзор документальных источников цензуры, раскрыть механизм их действия, но и досто­верно воссоздать идеологическую обстановку, в которой работали журналисты. Следует отметить, что обращение к источниковедче­скому анализу при изучении цензуры – давняя и прочная научная традиция, которой следовали В. О. Бондарь (2012), Н. А. Гринченко (2001), Г. В. Жирков (2001), Д. В. Иванов (2000), И. Е. Левченко

(2014)    , М. К. Лемке (2011), Л. М. Макушин (2009), П. С. Рейфман

(2015)    ,           Н. А. Энгельгардт (1904) и другие.

Наблюдение как метод сбора и осмысления фактов социальной действительности позволило автору проанализировать работу ор­ганов цензуры, с одной стороны, и усилия военных корреспонден­тов по освещению событий афганской войны в условиях действующих цензурных норм – с другой. Надо сказать, что наблюдение в качестве метода сбора информации также востребовано не одним поколением исследователей. Это традиция, истоки которой лежат в работах Д. Баландина (1911), К. В. Масягина (2008), В. И. Немировича-Данченко (1879), М. П. Погодина (1874), Е. М. Феоктис­това (1929) и других.

Волею судеб автор этих заметок после окончания факультета журналистики Львовского высшего военно-политического учили­ща с августа 1982 по август 1989 г. проходил службу в должности корреспондента-организатора газеты Туркестанского военного округа «Фрунзевец». Семь лет – достаточно большой срок, чтобы накопить собственные наблюдения и вникнуть в проблему.

40-я общевойсковая армия, составлявшая ядро ограниченного контингента советских войск в Афганистане, находилась в опера­тивном подчинении Туркестанского военного округа, и окружная газета, естественно, освещала ее боевые будни. Для этого использовались письма внештатных военкоров и специальные команди­ровки сотрудников газеты в Афганистан. Так, автор, выполняя за­дания редакции, одиннадцать раз побывал, как тогда говорили, «за речкой», написал сотни разножанровых материалов по афган­ской тематике, каждый из которых прошел через сито цензуры.

Новизна исследования заключается в том, что впервые рассма­тривается иерархия цензурных органов в 1980-е гг. и содержание цензурных запретов относительно освещения в СМИ войны в Аф­ганистане; показаны приемы обхода цензурных требований, кото­рые использовали военные журналисты.

.

Вводная публикация: http://starodymov.ru/?p=40208

Газета «Фрунзевец»: http://starodymov.ru/?p=5807