3.

Начало: http://starodymov.ru/?p=39608

Предыдущий раздел: http://starodymov.ru/?p=39612

…Выше сказано про начало карьерного взлёта Барклая… Так уж ведётся в родном Отечестве: глянешься действующему государю – чины и награды долго ждать себя не заставят. И благо, если честно заслуженные; как вот в данном случае.

Назначение, которое получил Михаил Богданович по выздоровлении – с одной стороны почётно, а с другой, так и чрезвычайно ответственно.

Шла война со Швецией – как впоследствии выяснилось, последней в истории взаимоотношений наших государств. Дивизию, которой командовал Барклай-де-Толли, преобразовали в Отдельный экспедиционный корпус и направили в самый центр Финляндии, за обладание которой, по сути, и воевали. Барклай на деле доказал своё полководческое дарование: он умел наладить службу и быт во вверенном ему соединении, действовавшем в отрыве от основных сил; дважды противник пытался напасть на его полевые укрепления, однако каждый раз получил отпор. Именно здесь Барклай сумел оценить силу и слабость военного контингента, вынужденного действовать в отрыве от метрополии.

В дальнейшем корпус вышел к берегу Ботнического залива; командующий сам провёл вверенные части на шведский берег, где без боя овладел городом Умео, чем вынудил короля Густава IV Адольфа задуматься о мире. Справедливости ради следует отметить, что подобных десантов состоялось несколько, и я останавливаюсь на данном исключительно по причине того, что предлагаемая публикация посвящена конкретному человеку.

В результате государь наградил Барклая медалью «За переход на шведский берег», назначил главнокомандующим Русской армии в Финляндии, генерал-губернатором этой территории, а также присвоил ему звание генерал от инфантерии.

Обращает на себя внимание любопытный факт: его супруге вручается Малый Крест ордена Св. Екатерины, что превращает рядовую дворянку незнатного курляндского рода фон Смиттен в придворную даму. Впрочем, судя по всему, её это мало интересовало…

Зато число недоброжелателей у «выскочки» мгновенно возрастает…

Уж два века, почитай, как местничество отменено, а у российской знати всё сидело въевшееся в наследную память: даровать чины следует по старшинству, а не по заслугам!.. 46 генерал-лейтенантов оскорбились этим производством – его подвиги и ратные заслуги в их глазах принципиального значения не имели. А тут ещё многим высокородным жёнам шифр кавалерствующей дамы, дарованный невесть кому, глаза застит!..

Есть от чего взъяриться!..

4.

А в 1810 году последовало новое производство. Михаил Барклай-де-Толли назначен Военным министром, сменив на этом посту самого графа Алексея Аракчеева, возглавившего Военный департамент Государственного совета.  Аракчеев вроде как сам выбрал себе преемника, чтобы иметь в подчинении благодарного служаку, не склонного к интригам.

…Как человек военный, я признаю, что армия сама по себе – механизм косный. В мирное время она предпочитает заниматься подготовкой к применению по своему прямому назначению по раз и навсегда заведённому порядку. И новациям она неизменно сопротивляется, особенно возрастная часть старшего командования. Как говорится, генералы всегда готовятся к войне прошедшей.

Реформы в Вооружённых силах осуществляются, как правило, только с приходом на высший пост ведомства нового человека, изначально заряженного на коренную ломку устоявшихся порядков. А также в случае, когда этот человек обладает реальным потенциалом для осуществления задуманного.

Михаил Богданович поднимался по иерархической лестнице долго. Участвовал в ряде сражений самого разного уровня. При этом занимал должности разные: как командные, так и военно-административные… При этом всегда живо интересовался военной мыслью – отечественной и зарубежной, изучал структуру вооружённых сил и опыт ведения боевых действий…

С другой стороны, Михаил Богданович, будучи по воспитанию человеком скрупулёзным и педантичным, строго соблюдал субординацию, и ничего кардинально не предпринимал без согласования с государем; по возможности старался никогда не вступать в конфликты с сильными мира сего. Всю жизнь нуждаясь в средствах, очень рачительно, даже скупо относился к вверенному ему бюджету.

Став министром, Барклай тут же приступил к серьёзным преобразованиям в Русской армии – благо, он много размышлял над этим вопросом. Тем более, что со стороны своих покровителей он в целом находил поддержку.

Рассказывать о реформах, проведённых за два года, можно много, постараюсь сделать это предельно кратко.

Барклай спешил: он не сомневался, что война с Наполеоном неизбежна, и что она не за горами. Он преобразовал само Министерство. Перевёл армию на принципиально новую («корпусную») структуру. Под его руководством разработан ряд документов, инструкций и уставов, призванных упорядочить руководство армией в мирное и особенно в военное время. Он добился повышения персональной ответственности чиновников за набор в армию физически здоровых рекрутов. Он большое внимание уделял подготовке резервов, в частности, учредил учебные подразделения для подготовки новобранцев. Он требовал от офицеров заботливого, человечного отношения к личному составу, отметив, что «почётнейшее для военного человека название – друг солдата». Он занялся строительством крепостей (в общем-то, себя не оправдавших – так ведь я и не утверждаю, что министр не допускал ошибок). Он уделял внимание созданию стратегических запасов продовольствия для армии. Он активизировал службу военной разведки и контрразведки. Он поставил под контроль Министерства производство и хранение оружия и боеприпасов…

Он, насколько я понимаю, первый в отечественной истории, заблаговременно разработал план действий армии в случае войны, причём, в двух вариантах – в зависимости от того, как станут развиваться события… Правда, Александр принял план другого автора, прусского генерала Карла Фуля, ну да в том уже не вина нашего юбиляра. К тому же Александр проигнорировал предложение военного министра разработать планы действия на случай войны для армий на случай военных действий… Педант – Барклай всё желал распланировать заблаговременно. Будущее показало, насколько это важно: готовиться к военным напастям в мирное время.

И это – только малая толика работы, которую успел провести Барклай за два года во главе министерства.

.

Война со Швецией: http://starodymov.ru/?p=26562

Десант на шведский берег: http://starodymov.ru/?p=35229

Отмена местничества: http://starodymov.ru/?p=24584

Аракчеев: http://starodymov.ru/?p=30584

Барклай на посту Военного министра: http://starodymov.ru/?p=31921

Рождение «учебки»: http://starodymov.ru/?p=28204

Немного о разведке и контрразведке: http://starodymov.ru/?p=335