24 декабря 1901 года – родился Александр Фадеев,
советский писатель.
Трагедия совестливого человека: он не сажал, не пытал, не инициировал своей волей «посадки»… А вот сменились времена, началась травля – и не выдержал, застрелился… Не смог смотреть в глаза коллегам по творческому цеху, которые возвращались из лагерей, и спрашивали: а ты-то почему не сидел, как тебя чаша сия миновала?..
И даже Шолохов, с которым они на фронте из одного котелка ели, из одной фляжки пили, и тот громогласно с трибуны обвинил Фадеева в причастности к репрессиям…
Насколько ж страшное время было!.. Расстреливали и сажали – жутко, но ведь даже не это самое кошмарное; главное, что это делалось не по законному обвинению, а по разнарядке, по распоряжению «сверху», по бредовой придумке, в погоне за показателями… Формально видимость законности соблюдалась, да только реальная суть её выхолащивалась.
…Фадеев зарекомендовал себя честным человеком. Но в период Большого Террора он оказался в положении, когда приходилось выбирать: личные симпатии или партийная дисциплина. И он выбор сделал… Так сказать, по умолчанию.
Можно сказать, что это непорядочно. Я же скажу по-другому: не приведи Господь кому оказаться перед таким выбором!..
…Революционные события юный большевик-подпольщик с партийной кличкой Булыга (Каменюка, если иначе) встретил на Дальнем Востоке. Воевал в Красной армии; комиссар полка, затем бригады. Ранен. В составе сводного полка делегатов Х съезда РКП(б) штурмовал Кронштадт. Опять ранен… Комиссован.
А вскоре литературный мир Советской России потряс его роман «Разгром». Произведение оказалось настолько удачным, что ему аплодировали писатели всех литературных станов, которых в 20-е годы в Москве сформировалось – пруд пруди. Сам Горький всем рекомендовал непременно прочитать эту книгу.
Затем следующая книга – и снова ошеломляющий успех – роман «Последний из удэге»…
Чуть вернувшись назад, следует подчеркнуть, что Саша в четырёхлетнем возрасте самостоятельно выучился читать, и после этого читал всё подряд. Особенно любил произведения приключенческого жанра: Майн Рида, Фенимора Купера, Джека Лондона… Долго проживая в Уссурийском крае, он знал быт тамошних народов, что придавало его произведениям туземный колорит.
…После того, как Александра Фадеева приблизил к себе Горький, постепенно вся работа по руководству Союзом писателей СССР фактически перешла в руки Александра Александровича.
В годы войны Фадеев работал фронтовым корреспондентом газеты «Правда» и Совинформбюро. Ему выпало какое-то время находиться на одном из самых опасных на тот момент направлений – на Калининском фронте, откуда он привёз потрясающий журналистский материал.
В 1942 году назначен главным редактором «Литературной газеты».
А потом началась история с «Молодой гвардией». Казалось бы, это взлёт!.. А оказалось, что именно с этой книги начнётся трагедия великого писателя.
О трагических событиях в Краснодоне Фадеев узнал вскоре после освобождения Донбасса. Тема его зацепила, и Александр Александрович в короткое время написал роман, который так и назвал: «Молодая гвардия». По книге тут же сняли фильм, который открыл дорогу в большое кино многим нашим актёрам…
И вдруг – как гром среди ясного неба!.. Произведение не понравилось, и не кому-нибудь, а самолично Вождю: слабо показана руководящая и направляющая роль партии. Фадеев вывод сделал, роман перелопатил, пожелания учёл; второе издание получилось уже куда более идеологически выдержанным…
Однако, как говорится, осадочек остался.
Дальнейшая жизнь Александра Фадеева – внешне вполне удавшаяся и благополучная – обрела раздвоенность. Он, партийно-литературный функционер, вынужден был кого-то из коллег клеймить, поддерживать какие-то кампании… И в то же время совесть побуждала его по возможности поддерживать материально семьи, опять же, коллег, которые подверглись репрессиям.
Биографы отмечают, что именно в это время он начал пить. А кто бы не начал, коль совесть мучила?..
…Ну а потом пришла «оттепель»… Она же «слякоть»…
Признаться, люди, которые не меняют своих взглядов в зависимости от политической конъюнктуры, мне как-то ближе, чем те, которые вдруг прозревают, когда им разрешат это сделать. Сколько я таких навидался в период распада Советского Союза!..
Александр Фадеев не признал осуждение «культа личности». И за это подвергся остракизму. На него дружно толпой навалились перевёртыши, значительная часть которых ещё недавно заискивала перед ним – влиятельным в писательском мире функционером.
Что и привело к тому самому роковому выстрелу.
Официально сообщалось, что он сделал это спьяну. Удобная формулировка, на которую многое можно списать.
Фадеев, опытный аппаратчик, предвидел такой поворот. И за две недели до самоубийства прекратил употреблять спиртное вообще. За это время он написал письма с объяснением своего поступка, попрощался с этим миром…
И нажал спусковой крючок.
Конечно, он не был праведником.
Но бросить в него камень имеет право только тот, кто сам побывал в его шкуре…
.
Фадеев: http://starodymov.ru/?p=22143
Советские писатели: http://starodymov.ru/?p=36550
Дальне-Восточная Республика: http://starodymov.ru/?p=32911
Союз писателей СССР: http://starodymov.ru/?p=39397
Корреспонденты на войне: http://starodymov.ru/?p=39277
Майн Рид: http://starodymov.ru/?p=26723
Фенимор Купер: http://starodymov.ru/?p=35900
Джек Лондон: http://starodymov.ru/?p=24567
Злоупотребление спиртным как повод: http://starodymov.ru/?p=39457
К записи "Память. К 120-летию со дня рождения Александра Фадеева" пока нет комментариев