ТИХО БРАГЕ. Великая жизнь и нелепая кончина

К 420-летию со дня кончины

(Отрывок из романа «Кривоустовы»)

Воротынский вдруг невольно засмеялся,  перебив сам себя.

– Эти мне учёные… Знаешь, какой казус приключился при дворе императора Рудольфа?

Лавр изобразил на лице живейшее любопытство, готовность по достоинству оценить анекдот.

- У него служил придворный астролог и алхимик Тихо Браге…

…Личность это настолько замечательная, что есть необходимость немного отвлечься от повествования.

…Знатный потомок викингов, Тюге (в славянской транскрипции вошёл в историю под именем Тихо) Браге по праву входит в число выдающихся (хотя и несправедливо полузабытых) учёных XVI века. Однако оценить его заслуги перед наукой и человечеством среди современников смогли очень немногие. При московском дворе о Браге узнали исключительно по причине приводимой истории.

Между тем Тихо стал первым в Европе учёным, который начал систематические наблюдения за движением по небосводу звёзд и планет. До него за небесными светилами наблюдали многие – он стал первым, кто сделал эти наблюдения именно систематическими.

В юности Браге потрясло увиденное солнечное затмение – и с тех пор он истинно заболел астрономией. Поскольку его не удовлетворяло качество существовавших в середине XVI столетия инструментов для небесных наблюдений, он начал изготавливать их сам.

Когда юный Браге стал обладателем немалого наследства, полученные средства он расходовал на продолжение учёбы, а также на приобретение и изготовление научных приборов, подобных которым не знала наука тех лет. Особенно учёный гордился полутораметровым небесным глобусом (этот шедевр погиб в пожаре уже в XVIII столетии).

А потом Браге получил ещё одно наследство… И его от астрономии отвлекли хозяйственные дела. Как ни говори, а от науки отвращает не только отсутствие денег, но и их чрезмерное количество.

И тут случилось небесное чудо!.. Нет, братцы, это не метафора – это исторический достоверный факт.

Как-то Тихо увидел в небе необычайно яркую звезду – он сразу понял, что раньше таковой на небосклоне не сияло. Небесное тело обладало такой яркостью, что его было видно даже днём; однако постепенно начало угасать… Космическое явление вернуло нашему герою интерес к астрономии.

Оно потрясло не только нашего героя. Весь научный мир Европы всполошился – чего об этом явлении ни писали и ни придумывали!.. Конечно, многие восприняли небесное явление как предсказание всевозможных бед и напастей – всё же XVI век на дворе, всё в духе времени… И только единственный астроном выдвинул идею, что человечество стало свидетелем вспышки сверхновой звезды (хотя, понятно, в те времена терминология отличалась от нынешней) – это оказался, как нетрудно догадаться из контекста публикации, именно Тюге. Так она и вошла в историю как «сверхновая Браге»…

Как писал впоследствии Иоганн Кеплер, эта звезда возвестила мир о рождении великого астронома.

С тех пор Браге науке больше не изменял. Вскоре он обрёл общеевропейскую популярность замечательного учёного.

В данной публикации упоминается несколько исторических персоналий – и имена каждого из них так или иначе мне встречались и раньше. Кроме одного достойного памяти человека, о котором я никогда ранее не слыхал, и при этом не назвать его было бы несправедливо.

Тихо Браге подружился с удивительным монархом – ландграфом Гессан-Кассельским Вильгельмом IV. Этот правитель заштатного германского княжества оказался увлечённым покровителем учёных, астрономом, пусть и на любительском уровне, который в одной из башен своего родового замка оборудовал неплохую обсерваторию. Именно он подсказал датскому монарху, что подданный его королевства Тюге Браге – это учёный, который составляет славу своей отчизны, а потому нуждается в поддержке.

Датско-норвежский король Фредерик II (европейским учёным следовало бы добрым словом вспоминать это имя) прислушался к совету. И ради проводимых учёным исследований подарил своему выдающемуся подданному остров Вен в Балтийском море, и выделил средства на строительство обсерватории – первый в Европе случай, между прочим, возведения для наблюдения за звёздами специального здания. Обсерваторию Тихо так и назвал Ураниборг – Небесный замок. В течение двадцати лет он здесь вёл наблюдения за небесными телами!

Именно здесь учёный обратил внимание на то, что движение комет не подчиняется общепризнанным на тот момент законам, обнаружил, что Луна по небесному своду перемещается неравномерно… Вполне допускаю, что и раньше находились астрономы, заметившие, что происходящее на небесах не вписывается в общепринятые (читай: утверждённые Церковью) законы… Однако Браге стал первым, кто об этой нестыковке утверждаемого и видимого громко заявил, и чьи открытия стали достоянием науки и учёных той поры.

С этого события стало очевидно, что догматическая теория космического мироустройства нуждается по меньшей мере в коррекции.

На результаты этих наблюдений впоследствии опирался Иоганн Кеплер, когда выводил свои знаменитые законы движения планет…

Следующее открытие всенаучного значения Браге сделал благодаря знаменитой комете 1577 года – её иногда называют «перуанской», потому что впервые зафиксировали именно в этой южноамериканской стране. Наблюдая за ней, Тюге первым среди астрономов (и уж подавно обывателей) понял, что кометы – это не атмосферное явление, что они существуют в дальнем космосе, и никак не являются порождением околоземного пространства, как считал Аристотель.

Более того!.. Именно благодаря «перуанской» комете Браге пришёл к выводу, что в небе нет знаменитых хрустальных сфер, к которым якобы прикреплены звёзды и планеты… К этому выводу учёный пришёл, наблюдая за движением пересекавшей орбиты планет хвостатой странницы, которая таранила бы кристаллические конструкции, имейся таковые в реальности, вызвав тем самым вселенский катаклизм. Вывод последовал однозначный: коль этого не произошло, комета беспрепятственно пересекала одну орбиту за другой – значит, небесные тела ни на чём не держатся, кроме, понятно, объективных законов мирозданья…

Иначе, чем потрясением основ классической астрономии открытия Браге не назовёшь…

…Но ничто не вечно в подлунном мире, в том числе и благорасположение Фортуны. Как ни говори, а астрономия – дорогостоящая игрушка, которая не приносит никакого реального дохода, зато требует средств. Потому новый король Дании Кристиан IV, не столь трепетно относившийся к науке, прекратил финансирование обсерватории, свернув таким образом исследования.

Привыкший за два десятилетия к размеренной и планомерной работе, благодаря которой обрёл известность, учёный оказался в сложном положении. Сам он мог бы куда-то перебраться, даже с библиотекой и научными наработками; но как поступить с дорогостоящим оборудованием, среди которого имелись совершенно уникальные оригинальные мнструменты?..

Благо, нашёлся в Европе монарх, которому потребовался при дворе учёный с мировой известностью – император Священной Римской империи и по совместительству чешский король Рудольф II. Так Тихо Браге оказался в Праге, где стал придворным астрологом и алхимиком. Сюда он перевёз и всё имущество Ураниборга. Как оказалось, правильно поступил: по приказу Кристиана этот научный комплекс полностью уничтожили.

Вскоре он сумел добиться того, что сюда же пригласили и самого Кеплера, которому на тот момент пришлось искать убежища от гонений могущественных невежд – коих у власти всегда хватало. У учёных сложился замечательный тандем; правда, перед этим они разругались… Но на эти частности отвлекаться нет необходимости. Главное, что они начали, а впоследствии Кеплер продолжил составление астрономических таблиц, которые они назвали в честь своего благодетеля – «рудольфовыми».

В завершение экскурса хочется обратить внимание ещё на одну черту натуры Тюге. В какой-то момент он заметил, а затем и убедился, что не только теории Птолемея и Коперника не соответствуют реальному движению светил; но его собственная всего не объясняет. И он поручил Кеплеру, своему ученику и подопечному, найти ошибку в его расчётах. На мой взгляд, это поступок истинного учёного!..

…Когда Браге умер, а это случилось 24 октября 1601 года, император распорядился похоронить учёного с рыцарскими почестями. Сегодня именем выдающегося астронома названы кратеры на Луне и на Марсе, изучению движения которых астроном уделил столько внимания…

…Всего этого наши собеседники не знали. Да и не особенно интересовались, если уж говорить откровенно. Куда больше их обоих занимали придворные интриги.

- Недавно довелось побывать Тихо Браге на пиру у императора Рудольфа, – продолжал между тем Воротынский. – Пива и вина там пилось преизрядно… И потребовалось ему отлучиться по малой нужде. А он постыдился выйти – всё же императорский пир!.. Терпел, терпел, бедолага, пока у него не лопнул мочевой пузырь. От того и помер, царство ему небесное!..

Лавр вежливо улыбнулся. Ему почему-то стало жаль этого неведомого астролога. Надо же, сколько наук превзошёл, а от такого казуса умер…

Кривоустов прикинул ситуацию на себя. А ведь он тоже, наверное, не решился бы отлучиться по нужде, окажись на приёме у царя в палатах. И что ж, тоже так глупо умирать?..

…Чтобы завершить тему, оговоримся: от чего именно умер Тюге Браге, доподлинно неизвестно. Версия, изложенная в приведённом фрагменте, тотчас облетела всю Европу… Однако учёные считают, что мочевой пузырь сам по себе лопнуть не может, насколько бы ни переполнился.

Более достоверные версии утверждают, что не отравили учёного, не то почечная недостаточность сказалась… Уже в наши дни произвели эксгумацию тела, исследование его… Да так и не доказали ничего.

.

Роман «Кривоустовы»: http://starodymov.ru/?cat=674

Иоганн Кеплер: http://starodymov.ru/?p=35464

Фредерик II: http://starodymov.ru/?p=34726

Кристиан IV: http://starodymov.ru/?p=3703

Рудольф II: http://starodymov.ru/?p=3723

Николай Коперник: http://starodymov.ru/?p=21692