630 лет назад скончался Сергий Радонежский

Семилетнему отроку Варфоломею случилось видение – ему явился ангел в виде молящегося инока. Конечно же, никто в тот момент и предположить не мог, какую роль это видение сыграет в истории России! Оно предопределило жизненный путь мальчика, который вошел в историю как преподобный отец Сергий, игумен Радонежский, новый чудотворец.

Но в чём же проявилось это «новый чудотворец»?.. У Церкви на это – своя точка зрения. Ну а на мой взгляд, главное чудо, которое совершил о. Сергий, состоит в следующем.

Великий князь Дмитрий  Иванович, который, судя по сохранившимся историческим свидетельствам, отнюдь не отличался особой отвагой, растерялся, узнав, что на его княжество намерено двинуться неисчислимое войско Мамая. Впрочем, с другой стороны, оно и объяснимо: правитель государства просто обязан предусматривать различные варианты будущего; отправляясь на рать, от него требуется оценить соотношение сил своих и врага.

Советы о том, как поступить – идти на рать или в очередной раз откупиться – разделились. В этих условиях огромное значение имела точка зрения Церкви – благословит ли она народ русский на великий подвиг?..

Вот с этим вопросом и обратился князь Дмитрий к духовному лидеру русского православия отцу Сергию.

Сергий показал себя не только истинным христианином, но и многомудрым политиком. Осознавая грядущую опасность, он до последнего старался предотвратить нашествие мирным путем. Однако когда стало ясно, что все его попытки тщетны, убедил великого князя собрать войско и выступить навстречу врагу.  И великая благодарность Сергию за  то, что он благословил на ратный подвиг иноков-богатырей Пересвета и Ослябю.

Авторитет «игумена Земли Русской» сформировался настолько высоким, что его «Житие» ученики и последователи написали сразу после кончины святого, последовавшей 25 сентября 1391 года – первый случай в истории Русской православной церкви (ранее земная жизнь святых описывалась спустя значительный промежуток времени после их кончины).

…К теме Дмитрия Донского и Куликова поля в своих публикациях я обращался не раз. К сказанному хочется добавить мысль, на которую я раньше не обращал внимания, и только теперь оценил.

Мамай не был чингизидом, это общеизвестно. В Орде он не имел шансов стать правителем – он всегда оставался бы темником при правителях, даже бездарных и выродившихся. Если же он завоевал бы Москву, подчинил себе Русь, т.е. не ограничился бы грабительским набегом, а обосновался бы здесь, он мог бы стать основателем новой династии, нового государства.

Некогда ордынские правители провозглашали веротерпимость, и не посягали на церковь. После хана Узбека ситуация изменилась. И в случае победы Мамая началась бы исламизация Руси, насильственное вытеснение Православия. Потому хана поддерживала католическая Европа.

Таким образом, благословляя Дмитрия Ивановича на ратный подвиг, Сергий Радонежский заботился и о том, чтобы защитить Русскую Веру.

.

Между прочим: http://starodymov.ru/?p=37356

О Дмитрии Донском и Куликовской битве: http://starodymov.ru/?p=35318

В связи с темой рекомендую посмотреть художественный фильм «Наследники»: http://starodymov.ru/?p=25746