КИЖИ

Первая публикация о круизе: http://starodymov.ru/?p=38366

Предыдущая публикация о круизе: http://starodymov.ru/?p=38536

.

Над нами с супругой по поводу очередного посещения комплекса Кижи посмеялись:

- Сколько раз вы будете плавать на эти деревяшки смотреть?..

То, что остров всё время разный, что на нём обогащается программа, я уже писал. Но даже и не это главное. Сколько бы ни попадал в эти края, всё время узнаёшь и узнаёшь что-то новое.

Я уж не говорю о том, что природа и чистый воздух несомненно заполняют организм свежим воздухом.

И мыслями, конечно, и мыслями, впечатлениями…

В этот раз, когда теплоход осторожно протискивался между буями по протокам шхер, я обратил внимание на то, сколько на берегах разбросано деревенек, строений… И сколько возводится всевозможных домиков дачно-коттеджного вида. Как-то ж добираются сюда, выходит, какая-то транспортная система имеется… И ради чего-то ж строятся тут люди, остаются жить… Чем-то же их эти места привлекают… Не только ж воздухом!..

По берегам у мостков видны катера – где одинокие, а где и по несколько сразу. Только ради рыбалки?..

В лесной глуши видна мельница-ветряк; рядом буквально парочка строений. Кто занимается здесь помолом?.. И кто и что привозит на помол – неужто зерно сюда везти выгодно?.. Или это тоже что-то этнографическое?..

Смотришь на этот мир, облокотившись на перила-леера теплохода, и понимаешь, что ты скользишь по его, этого мира, самому краешку, и видишь нечто, что понять тебе не дано.

.

Публикация про Кижи из предыдущего путешествия: http://starodymov.ru/?p=34943

***

Посетили мы мастерскую, в которой строят лодку-кижанку.

Вполне понятно, что в былые времена у каждого мастера, а вернее, у каждой династии, имелись свои секреты и особенности строительства плавсредств. Вполне можно говорить, что каждый мастер принадлежал к своей школе.

Оно ведь как… Вот строится лодка. Она строится по традициям, сложившимся на протяжении долгого времени.

Поднакопив опыта, мастер-лодочник вдруг понимает, что если в привычную схему внести вот такое изменение, его издание обретёт некую новую и полезную функцию… И оказывается он перед дилеммой: следовать привычной форме, или рискнуть, попытаться привнести новизны?.. В кино это всегда смотрится выигрышно: мастер рискнул – и случилось чудо. А в жизни?.. Ошибётся в своём прогнозе мастер – и весь труд насмарку. И деньги пропадут, и репутация пострадает…

Но это если сам мастер берёт на себя смелость и ответственность… А если подмастерье с советом высунется, или просто странник поделится своим наблюдением из далёких стран… Много ли найдётся мастеров, которые прислушаются к мнению другого?..

Что такое лодка прошлого?.. В замечательной книге уральского писателя-краеведа Алексея Иванова «Железные караваны» подробно рассказывается, как во времена оны строили барки и дощаники. Особенности всюду сложились разные, а принципиальная схема, трудозатраты, расход материалов – всюду схожи…

Встречавший нас мастер рассказал… Доски для строительства лодки в специальном помещении, при веками определившемся режиме сохнут два года. Сегодня они обрабатываются специальными средствами, а в былые времена такого не было – как вы лодку построите, так она и поплывёт.

.

В одно из предыдущих посещений острова мы видели, как изготавливаются лодки однодеревки-долблёнки: http://starodymov.ru/?p=19161

Алексей Иванов, «Железные караваны»: http://starodymov.ru/?p=4737

***

В былые времена лодка для местных жителей имела куда большее значение, чем просто транспортное средство в нашем понимании слова. Жили на острове, а коров выпасали на лугу через протоку – на всё лето туда переправляли. Мне в детстве доводилось ходить в подпаски – для нас это была необременительная обуза: ходишь весь день за стадом, да и вся недолга. У пастуха ТОГО стада ответственность была куда выше: в полной изоляции от своих сородичей он нёс полную ответственность за сохранность стада. Не шутка!..

Трижды (ну или дважды по меньшей мере) бабам приходилось махать вёслами для того, чтобы подоить кормилицу, да не одну, и привезти удой в избу. В определённое время целые флотилии лодок пересекали водную гладь (или рябь, а то и крутую волну) в одну сторону, и в другую. И не отложишь на потом – не магазин, чать, корова дойку пропустить не может.

Да и саму корову как-то ж перевезти нужно с одного берега на другой… Как ей, дурёхе, объяснить, что на том берегу травка получше?.. А осенью – что пора в хлев отправляться, на зимовку… Какую коровёнку на лодку заводят, и везут. А другую принуждают плыть: телёнка на борт возьмут, он мычит, зовёт мамку, она и плывёт сама за лодкой…

Ту же рыбу ловили не в удовольствие, на пропитание. Камыш нарезать, траву накосить… Дров заготовить – на острове-то лесов-деревьев явно недостаточно, берегли их…

Сегодня на озере полно катеров. В Петрозаводск, да и в Санкт-Петербург можно добраться на «Комете» (спасибо Ростиславу Алексееву)… А вот в былые времена – только верная лодочка решала все транспортные вопросы.

.

Ростислав Алексеев: http://starodymov.ru/?p=32271

Так, чуть-чуть, мимоходом о моём детском пастушьем опыте: http://starodymov.ru/?p=1985

***

Помимо лодочного, существуют на острове Кижи и другие промыслы – понятно, рассчитанные на туристов. Я об этом говорил, и повторяться не стану. Только назову некоторые.

Это изготовление осиновых плашек, которыми покрываются купола местных церквей.

Это плетение изделий из бересты; дело весьма непростое и требующее немалых навыков – достаточно сказать, что такая ёмкость не должна пропускать влаги, ибо в них хранили питьё.

Это всевозможные глиняные поделки – например, манок для счастья с мелодичным звуком…

***

Сколько уже раз довелось побывать на этом чудесном острове, а всё не перестаю восхищаться его своеобразием, его экзотической красотой и неповторимым обаянием. Воздух там такой, что ли, что хочется и хочется там вновь побывать…

Ну и в довершение…

Не так далеко от острова Кижи, только обогнуть нужно всю шхерную акваторию озера с востока, располагается населённый пункт Толвуя. Он известен в истории тем, что здесь оказалась в ссылке Ксения Шестова, в пострижении инокиня Марфа, жена Фёдора Романова, которого насильно постригли в монахи, и который вошёл в историю как патриарх Филарет. Самого Филарета при Борисе Годунове держали в Сийском монастыре, туда особо не доберёшься… А вот в Толвуе вполне можно было бы организовать туристическую точку «Романовы в ссылке». Надеюсь, когда-то эта идея и обретёт воплощение…

.

Немного о событиях того периода отечественной истории: http://starodymov.ru/?p=36883