ВВЕДЕНО-ОЯТСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Первая публикация о круизе: http://starodymov.ru/?p=38340

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=38497

Раньше мне не доводилось бывать в этой обители. Потому решил её посетить.

Дата образования монастыря неизвестна – даже приблизительно. Поначалу он был смешанным – в нём проживали и монахи, и монахини. Впоследствии обитель стала чисто мужская. Что, в общем-то, и закономерно – расположенный вдали от крупных населённых пунктов, зато вблизи границы, по всей видимости, он мог подвергаться нападениям, и инокам приходилось защищаться…

Впервые обитель упоминается в Житии Александра Свирского, который родился в селе, расположенном поблизости, на противоположном берегу речки Оять. Родители святого похоронены именно здесь, где прожили последние годы своей жизни. А на месте предполагаемого места расположения деревни сегодня стоит красивая часовенка.

Я уже писал, что мне от души жаль родителей Александра Свирского. Насколько можно судить из дня сегодняшнего, это были простые добрые хорошие люди. Работящие. А пришлось им доживать свой век в монастыре, из милости, потому что остались на старости лет без сыновьего призрения.

…В период упадка и Смутного времени в России на территории южного Прионежья каких только искателей поживы ни появлялось… И монастырь прекратил своё существование.

Возродился он примерно в 1617 году. Постепенно иноки наладили хозяйство. На территории монастыря имелось два храма – холодный и тёплый, колокольня, хозяйственные постройки… Появилась водяная мельница… Пережил он екатерининскую церковную реформу.

Расцвет монастыря пришёлся на рубеж XIX–XX столетий.

А потом пришло богоборчество. И монастырь вновь прекратил своё существование. На его базе образовался колхоз; причём, судя по всему, довольно успешный.

Ну а в 1944 году обитель вернули церкви.

Что и говорить, то, во что превратились эти помещения за колхозные годы, мало свидетельствовало о былой святости. Но тут уж – всеобщая проблема.

Мне не раз доводилось слышать мысль: мол, некогда государство отобрало у Церкви её имущество, так что сейчас, возвращая, обязано вернуть в том виде, в котором и отбирало.

Вопрос сложнейший. Прежде всего, отбирало Советское государство, которое сейчас уже не существует – так что с него не спросишь. Новоявленное современное Российское государство присвоило себе немало общенародного достояния, но никак не культового. Так что если вести речь о возвращении чего-то, то уж и в самом деле, нынешняя власть Церкви ничего не должна.

С другой стороны, нынешнее государство предоставляет Церкви огромные льготы… И что мы видим?.. По всей стране имеется множество обителей, занимающих порой огромную территорию, на которой проживает буквально несколько иноков. Они когда просят, когда ждут помощи на содержание явно избыточной площади. Спрашивается: зачем, с какой целью?..

Цель монашества: молить Небеса о спасении мира (ну, или замаливать некие свои грехи). Не понимаю: неужто для этого требуются просторы, которые невозможно содержать?..

Впрочем, это – только так, реплика.

.

Об Александре Свирском и его родителях: http://starodymov.ru/?p=19302

Оккупанты в регионе во времена Смуты: http://starodymov.ru/?p=36438