7 сентября 1731 года – умерла Евдокия Фёдоровна Лопухина,

первая жена Петра I.

Вообще-то по рождению она Прасковья Илларионовна. Имя-отчество девушке сменили когда выдавали замуж: по легенде, сочли, что Евдокия более благозвучно для царицы, а отчество определили в честь Фёдоровской иконы Божьей Матери, покровительницы семьи Романовых.

После данного уточнения, и начнём…

Наверное, когда Евдокию (стану называть её только привычным именем) выдавали замуж за самого царя, она (да и родня) считала, что судьба одаривает её счастьем – во всяком случае, просто по логике не могла не надеяться на улыбку судьбы.

А оно – вон как вышло!..

Муж пил и гулял, в открытую с доступными девками распутничал, на потехах больше времени проводил, чем в её светёлке… Великое посольство, войны, походы… Государственные дела; да не так, как встарь, со степенным сидением в Думе, а какие-то вовсе ей непонятные… И опять пьянство, да девки… Да ладно бы ещё свои, так нет же – басурманок ему подавай!..

Это мы из дня сегодняшнего знаем, что Пётр строил новую Россию – из светлицы воспитанной на строгих правилах Домостроя государыни деяния муженька смотрелись совершенно иначе. Как писал впоследствии сподвижник Петра князь Борис Куракин, ума она оказалась «посреднего и нравом не сходная к своему супругу». Пренебрежительно отзывался он и о родне царицы, называя родственников злыми и алчными; впрочем, тут уж царедворец вполне мог показать себя и необъективным в угоду своему сюзерену… Хотя, с другой стороны, быть может, и имелся в этой оценке резон, если учесть участие родственников Евдокии в заговоре против Петра; впрочем, и тут можно возразить, что факт участия слишком выгоден и своевременен оказался государю и его сподвижникам. Как ни крути, а коль неугодна стала царица мужу своему, свидетельств против неё всегда найдётся в избытке.

Да и свекруха, которая, по сути, сама же остановила свой выбор на представительнице пусть незнатного, но всё же древнего и многочисленного, рода, со временем невестку невзлюбила, по всей видимости, осуждая за то, что сынок её совсем от дома и древлих традиций отбился.

Но, как оказалось, это были только цветочки.

Со временем государь и вовсе  предложил жене добровольно удалиться в монастырь. Сначала пытался добром уговорить, но после её решительного отказа, в 1698 году упёк её в обитель без воли постылой отставной жены – иноческое имя ей определили Елена. Не повлияло на решение царя и заступничество патриарха Адриана… Более того, якобы вмешательство высшего церковного иерарха настолько взбесило Петра, что он велел вовсе казнить Евдокию, и только имевший на царя большое влияние прозорливый Франц Лефорт сумел предотвратить это злодеяние.

Между прочим, в том же году Пётр насильно постриг в монахини двух сводных сестёр от первого брака отца, якобы за сочувствие к Софье…

Сын Алексей мог бы стать утехой матери, да только и тут всё как-то не задалось… Воспитывала Алексея бабка, Наталья Кирилловна. Впоследствии – любимая сестрица государя, тоже Наталья. Эти обстоятельства никак не способствовали формированию тёплых отношений между сыном и матерью.

А учителем к сыночку отец невесть по какой причине приставил малограмотного Никифора Вяземского – фамилия громкая, да боле и ничего…  С детства Алексей учителя бивал да за бороду таскал.

Впрочем, отвлекаться на судьбу Алексея – значит увести разговор совсем в другую сторону.

В любом случае, приходится повториться, не возникло теплоты в отношениях сына к матери.

В монастыре жизнь – не медовая-сахарная, особенно когда приходит инокиня в обитель не по своей воле. Однако ж никто ничего не может угадать на будущее. Матушка-настоятельница Суздальско-Покровского монастыря, в котором обосновалась бывшая царица, на всякий случай строгости к новопостриженной не проявляла: ну как в мирской жизни что переменится, и нынешняя её подопечная вновь да и во дворце кремлёвском окажется!.. Той же точки зрения придерживался и местный архимандрит. Епископ Ростовский Досифей в своих письмах и проповедях по-прежнему именовал насельницу  «великой государыней». Службами и иными обязанностями инокиню Елену не обременяли, на то, что проживает не в келье и ведёт вполне светский образ жизни, глаза закрывали…

Ну и сползла устранённая царица в грех плотский.

Оно ведь как: бабья-то натура любви жаждет, ей непременно требуется жить для кого-то – чтобы кого-то обогреть, близ кого-то погреться…

Между тем, и тут беда приключилась: донесли государю на то, что не блюдёт она монашеское воздержание. Люто казнил взбешённый бывший муж Степана Глебова (уж случился у него грех с Евдокией-Еленой, или нет, разбирать не стану). Четырнадцать часов мучился насаженный на кол Глебов – Пётр велел смотреть на его мучения бывшую жену.

Казнили на Красной площади и несколько других людей – мирских и духовного звания, которые покровительствовали греховной связи царицы-инокини (или, по меньшей мере, обвинённые в таком покровительстве).

После этого и вовсе оказалась разжалованная царица в монастыре на далёком Волхове; рядом с другой несчастной насельницей – изгнанной супругой арапа Петра Великого (тоже обвинённой в блуде)…

Царица московская – казалось бы, счастье… А на деле… На деле оказалось – горе одно горькое.

…При скоротечном царствовании Петра II бывшую царицу вернули ко двору, определили достойное содержание. Когда он умер, среди кандидатов на освободившийся трон рассматривали и Евдокию Фёдоровну… Однако она отказалась…

Потому и дожила спокойно свой век при Анне Иоанновне… Которая участвовала в похоронах своей тётки…

Такая вот судьба…

.

Патриарх Адриан: http://starodymov.ru/?p=34845

Франц Лефорт: http://starodymov.ru/?p=29097

Царевич Алексей Петрович: http://starodymov.ru/?p=32237

Царица Наталья Кирилловна: http://starodymov.ru/?p=38353

Женский монастырь на Волхове: http://starodymov.ru/?p=30167

Степан Глебов: http://starodymov.ru/?p=26562

Пётр II: http://starodymov.ru/?p=31889

Анна Иоанновна: http://starodymov.ru/?p=36934