27 июня 1891 года – родился Владимир Петляков,

будущий выдающийся советский авиаконструктор.

Достаточно напомнить о легендарном «Пе-2», чтобы оценить вклад этого человека в нашу Великую Победу!..

На днях показали великолепный фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». Не знаю, как для кого, а для меня лично картина в своё время стала поистине откровением. Я впервые смотрел её совсем мальчишкой. И привык, что войну в кино показывали в героическом образе, в виде подвига… А тут – просто будни. Будни, в которых из полёта не возвращаются товарищи… И воины Великой Отечественной – не былинные богатыри с горящими глазами, не рыцари без страха и упрёка, не патетически говорящие герои… Нет – простые парни, со своими слабостями и мечтами о том, чем займутся после войны.

Помню, в детстве читал повесть, если не ошибаюсь, «Лицо одушевлённое», в котором рассказывалось, как случайно уцелевший на аэродромной свалке самолёт-«пешка» участвовал в съёмках картины.

А вообще «Пе-2» стал для отечественной военной авиации прорывной машиной.

Впрочем, это я вперёд забежал…

Банальность: двух одинаковых биографий не бывает. Вот и у Владимира Михайловича она настолько самобытна!..

Он рано остался без отца, в многодетной семье. И потому с малых лет пришлось работать, чтобы помогать матери поднимать братьев и сестрёнок. Посмотрите на дату его рождения – его становление и молодость пришлись на тяжелейшее время войн и революций, и снова войн…

Кем только ему ни пришлось работать – список сложился весьма и весьма немалым!..

А Владимир хотел учился, истинно тянулся к знаниям. Не с первой попытки, но поступил в Императорское техническое училище, слушал лекции самого профессора Николая Жуковского, однако потом пришлось оставить учёбу по той же причине: мать нуждалась в помощи…

И только в 1921 году, после выхода Постановления о возвращении на учёбу бывших студентов, паровозостроитель (на тот момент) Петляков занялся авиацией. Учёбу в МВТУ он совмещает с работой в ЦАГИ.

Сначала он работал в КБ Андрея Туполева – Петляков отвечал «за крылья», рассчитывал их. Принимал участие в создании ряда новаторских на тот момент самолётов. Возглавлял подразделение того же КБ по разработке тяжёлых бомбардировщиков. В частности, почти все машины серии ТБ (широко известный ТБ-3 в том числе) разрабатывались под его руководством. Даже ТБ-4, хотя и не пошёл в серию, стал базовым для создания легендарного аэроплана-исполина «Максим Горький»… И АНТ-25 (тот самый, побивший все мыслимые на тот момент рекорды дальности) строился при его же участии.

Ну а потом – арест, десять лет, «шарага»… Несколько самолётов разработано именно в ОКБ для арестованных авиастроителей.

А потом создан шедевр – «проект 100». Сначала от проектировщиков потребовали высотный истребитель-перехватчик для сопровождения бомбардировщиков в глубокий тыл врага… Затем его пришлось перепроектировать в пикирующий бомбардировщик. Машина оказалась настолько удачной, что в качестве награды его создателей освободили… Владимир Михайлович стал главным конструктором Московского авиационного завода им. Менжинского. В этом качестве он и довёл своё детище, Пе-2, до заводских испытаний, а затем и до запуска в серию. В марте 1941 года Петляков удостоен Сталинской премии, затем второго ордена Ленина – насколько изменчива жизнь тогда была!

Показательный, характеризующий человека факт… Группе инженеров, непосредственно работавших над проектом Пе-2, государство выделило миллион рублей, которые предлагалось распределить согласно КТУ. Узнав, что в список не попали чертёжники, Петляков, не афишируя свой поступок, отказался от своей доли, попросив негласно распределить её между техническими работниками, без которых не состоялся бы и успех работников творческих – об этом его жене рассказали только после его трагической гибели…

…Владимир Михайлович Петляков погиб нелепо и непонятно в январе 1942 года. Его вызвали из Казани, где он на местном авиазаводе занимался запуском в серию самолётов Пе-2 и Пе-3, в Москву. Он решил лететь на родном Пе-2, который перегоняли на фронт. И именно этот самолёт рухнул на землю тотчас после взлёта… Причину катастрофы установить так и не удалось – вроде как загорелся двигатель; версия считается приоритетной, но не единственной и недоказанной…

.

«Пе-2»: http://starodymov.ru/?p=32915

Профессор Николай Жуковский: http://starodymov.ru/?p=36908

ЦАГИ: http://starodymov.ru/?p=26569

Андрей Туполев: http://starodymov.ru/?p=32792

ТБ-3: http://starodymov.ru/?p=36088

АНТ-25: http://starodymov.ru/?p=19360