50 лет со дня кончины Артёма Микояна

Он приходился родным братом Анастасу Микояну (тому самому, который «от Ильича до Ильича – без инфаркта и паралича»). И это тот не столь уж частый случай, когда покровительство могущественного родственника пошло на пользу общегосударственному делу.

Свой первый самолёт Артём Иванович построил вместе с двумя друзьями в 1935 году. Называлась сверхлёгкая авиетка «Октябрёнок», взлётный вес её составлял всего 250 кг, а скорость развивала до 130 км/час при мощности мотора всего в 22 л.с. Это был едва ли не первый случай оснащения отечественного самолёта такого класса закрылками и предкрылками.

В декабре 1939 года Артём Иванович возглавил КБ, занимавшееся разработкой скоростных истребителей. Необходимость таких машин подсказала война в Испании, в ходе которой люфтваффе опробовали свои «мессершмитты». Именно проигранный «воздух» на Пиренеях подсказал советской авиапромышленности направление для развития…

Хотя приходится признать, что история рождения нового КБ не слишком красива по отношению к Николаю Поликарпову, у которого (в его отсутствие!) забрали лучшие кадры для новой структуры… Однако в связи с рассматриваемым событием того случая касаться не станем.

Главное для данной публикации состоит в следующем. Артём Иванович обладал незаурядными организаторскими способностями, благодаря которым возглавляемое им КБ со временем стало одним из самых известных в мире. Его реактивные машины, созданные в соавторстве с Михаилом Гуревичем, известны во всём мире. Достаточно сказать, что на МиГах, разработанных под руководством Артёма Микояна, на момент подготовки данной публикации установлено 55 мировых рекордов, ряд из которых не побиты до сих пор.

Скончался дважды Герой Социалистического Труда, лауреат шести Сталинских, Ленинской и Государственной премий Артём Микоян 9 декабря 1970 года.

***

О самолёте МиГ-15: http://starodymov.ru/?p=26064

Немного о войне в Испании: http://starodymov.ru/?p=24412

О Николае Поликарпове и его первом самолёте – легендарном По-2: http://starodymov.ru/?p=26293

О переименовании самолётов по именам конструкторов: http://starodymov.ru/?p=35967