Катарина ПРИТЧАРД (Австралия)

ТРИЛОГИЯ О ЖИЗНИ ПРОСТЫХ АВСТРАЛИЙЦЕВ

(О рубрике: http://starodymov.ru/?p=35668 )

(О предыдущей книге: http://starodymov.ru/?p=35688 )

Вполне очевидно, что познание чего бы то ни было начинается с первого шага. Шага не ногами, или не всегда ногами, а с первого шага как символического понятия.

Вот так же для меня Австралия перестала быть терра инкогнита на другом полушарии после того, как я прочитал трилогию Катарины Притчард о золотоискателях Австралии.

Что, думаете, название трилогии я пропустил по невнимательности?.. Нет, всё проще: нет у этого замечательного триединого романа общего названия. Три тома: «Золотые мили», «Девяностые годы», «Крылатые семена». Ничего не говорят названия?.. Жаль, очень жаль. Прекрасная книга.

И пусть не отпугивает серьёзного читателя упоминание, что книга о золотоискателях. Потому что это не приключенческий вестерн про «золотую лихорадку», а бытовая психологическая книга о людях, работающих старателями, и их ближайшем окружении.

В романе довольно много действующих лиц. И по времени он охватывает довольно длительный период времени – с 90-х годов XIX столетия до окончания Второй мировой войны.

Прежде, чем начать собственно разговор о книге, хочу оговориться по двум моментам, которые мне представляются несколько сомнительными относительно общего сюжета.

Первое. В центре повествования – судьбы двух людей: старателя-одиночки Динни Квин и добропорядочной колонистке Салли, на момент начала произведения по фамилии Моррис. Так вот, они на протяжении всей трилогии – верные и надёжные друзья. Не больше!.. И вот в это я и не верю. Я не верю в дружбу между мальчиком и девочкой длиною во всю жизнь. Если мужчина благорасположен к женщине, в это чувство непременно привмешивается симпатия; и без сексуального влечения это чувство не бывает.

Конечно же, я не утверждал и не утверждаю, что реализовавшийся интим – неизбежная составляющая симпатии. Но симпатия без сексуального влечения невозможна!

Так вот, на протяжении жизни и у Динни, и у Салли случалось всякое – они нормально ориентированные представители своего пола, а жизнь, как известно, штука сложная, многоплановая и неоднозначная. Между тем, герои, во всех остальных случаях поступающие как нормальные люди, только по отношению один к другому ведут себя как бесполые фригидные импотенты. Вторю великому Константину Алексееву, больше известному как Станиславский: Не верю!

И второе. Я уже не раз писал, что когда я читаю про англичан, складывается впечатление, что их холодность и чопорность какие-то неестественные. Ну не может человек оставаться настолько бесстрастным, как его нам представляют. В данной книге также такие фрагменты присутствуют. Да что там фрагменты – в той же Салли женщина прорывается только на короткий промежуток времени. Да и то по его окончании мгновенно закупоривается в британской чопорной скорлупе. Ну не верится, право, не верится!..

…Пересказывать объёмную книгу с многочисленными сюжетными линиями я не собираюсь. Просто поделюсь некоторыми моментами, которые сидят в памяти с молодости, с первого прочтения.

Роман начинается с того, как из пустыни возвращается старатель и оформляет заявку на участок, который он застолбил. И к месту удачной находки тут же устремляется партия авантюристов. Схожая ситуация возникает на протяжении всего романа: время от времени становится известно о находке самородка или золотоносной россыпи или жиле… И туда отправляются старатели в надежде обогатиться. Однако последствия ситуаций, столь схоже начинавшейся, оказываются каждый раз слишком различными. Иногда слух оказывается ложным; иногда золотоискателям удаётся немного разжиться драгоценным металлом; иногда кто-то гибнет…

Автор трилогии – левых взглядов. Потому тональность романа очевидна: находят золото бедняки, наживаются на этом воротилы…

Особенно ярко описано рождение целого огромного промышленного города. Жилу в голой пустыне нашли старатели… А спустя годы мы видим современный промышленный город с шахтами и обогатительными машинами, с трамваями и банками… А открывшие жилу работяги живут на окраине в лачуге, и никто из «отцов города» даже не вспоминает о них.

Перед нами проходит череда образов простых людей: золотоискателей, в основном, а также скотоводов, трактирщиков, служащих, авантюристов… Бесспорная заслуга автора: все они разные, у каждого своя натура, своя жизнь, свои мечты, свои достижения и недостатки…

Среди них выделяется несколько персонажей.

Скажем, Педди Кеван. С младых ногтей он зарекомендовал себя «шестёркой», мальчиком на побегушках, услужливым и пронырливым пареньком. Его всего жалеют, считают за нищеброда… Но постепенно становится понятно, что этот попрошайка на самом деле – циничный и беспринципный хапуга без стыда и совести, который ради лишнего цента готов терпеть и унижения, и презрение… Он не останавливается ни перед чем, включая воровство у товарищей, или иные нечестные поступки по отношению к ним же.

И в какой-то момент он предстаёт уже как богатый банкир и промышленник. Который безжалостно гнобит людей, благодаря доброте которых он в своё время сколачивал зачатки своего благосостояния.

Другой колоритный персонаж книги имеет прозвище Фриско. Он немного напоминает Рэтта Батлера из романа «Унесённые ветром». Правда, Рэтт сохранил свой благородный (хотя и распутный) имидж до конца, Фриско же в какой-то момент растрачивает своё обаяние и в конце концов предстаёт перед читателем в довольно неприглядном виде.

Позволю себе чуть отвлечься. Оба эти романа писали женщины. И Митчелл её герой Рэтт безусловно нравится, она явно наделяла его качествами, которые, по её мнению, должны быть присущи настоящему мужчине.

А вот в отношении Притчард к Фриско по мере развития сюжета происходит метаморфоза… Быть может, что-то личное привмешалось?.. Очень похоже. Но только внешне схожие поступки Рэтта и Фриско в описании авторов-женщин выглядят здорово по-разному.

Но это – к слову.

…Как уже сказано выше, трилогия охватывает довольно продолжительный период времени, который начинается в конце XIX столетия и завершается уже после Второй мировой войны. Но история через события изучается только в учебниках истории – в художественной литературе мы её постигаем через судьбы людей.

Дважды из далёкой Австралии на Европейский континент отправляются пароходы с новобранцами – для участия в мировых войнах. Едут воевать неведомо за что сыновья и внуки Салли.

«Зачем?!!» – задаётся женщина извечным материнским вопросом.

В начале романа мы её видим молодой, хотя и сдержанной в проявлении чувств. А к концу она, много пережившая старушка, стоит у железнодорожной платформы и ждёт возвращения внука с войны… И никто из оказавшихся на платформе представителей более молодых поколений даже не подозревает, что эти два старичка – она пришла на станцию вместе с неизменным другом Динни – не просто старожилы этих мест, что они тут едва не с момента основания города.

Помню, что в момент прочтения меня пронзило осознание несправедливости бытия… Мы постоянно видим стариков – проходящих по улице, сидящих на лавочке, стоящих у «зебры» перехода, когда мы проносимся мимо… За спиной каждого из них – долгая и богатая событиями жизнь. А мы проносимся мимо, мы сами спешим жить… Чтобы когда-то и самим вот так стоять или сидеть одинокими, и смотреть на мелькающую перед глазами молодость… Чужую, ибо своя осталась только законсервированная в ячейках памяти…

Так я увидел ситуацию, будучи молодым. И вот теперь это осознание того, что прошедшее отдаляется всё дальше, охватывает всё сильнее.

Хочется поделиться: граждане молодёжь; а знаете, сколько я повидал в жизни!.. Хотите, расскажу?..

Однако понимаю, что в ответ услышу в лучшем случае вежливое «не сейчас!»… А то ведь и послать могут… Потому что каждому суждено прожить свою жизнь. А чужая… Пусть он нянчится с ней сам.

Не потому ли столь массово сейчас плодятся всевозможные интернет-площадки, на которых люди рассказывают о себе?.. Человеку хочется быть услышанным.

Только кто и что может донести до другого?.. Благо, если есть, чем делиться!.. А коль нет ничего за душой, так хоть воды из унитаза напиться, чтобы прилечь внимание интернета к своей никчёмной персоне…

…Салли и Динни могли много о чём рассказать. Только не родилось ещё интернета.

А и родился бы… Стали бы они в него сливать свои воспоминания и откровения?.. Они жили в другом времени, в другом моральном измерении – в том, где понятия о чести и нравственности кардинально отличались от нынешнего времени.

Да и вообще не туда меня занесло.

…Как я уже писал, в книге переплетено много сюжетных линий и поворотов. Это и описание австралийской природы, и особенности местной экономики, и описание, как технологически добывалось золото, и взаимоотношения между людьми, и любовные (или вокруг-любовные) линии…

Прекрасная книга! Право, достойна того, чтобы её прочитали!..

***

Дополнения:

О романе «Унесённые ветром»: http://starodymov.ru/?p=35631

Из истории открытия Австралии: http://starodymov.ru/?p=33118

Мысли о старости: http://starodymov.ru/?p=26427

О том, как забывают первостроителей: http://starodymov.ru/?p=35296