130 лет со дня рождения атамана Григория Семёнова

Одна из самых одиозных фигур Гражданской войны в Забайкалье.

Вообще любая гражданская война отличается большой жестокостью и кровопролитием. Что касается Великой Русской Смуты 1917-1924 годов, то тут вообще такие потоки крови проливались со всех сторон…

Да что там говорить – о том уже столько сказано!

Так вот, даже на фоне остальных участников войны, среди которой добрых и милосердных не сыскать, даже здесь Григорий Михайлович выделяется своей жестокостью. Его активно поддерживали японцы и чехословаки (уж им-то русской крови вовсе не жалко!), однако многие русские соратники по борьбе с большевизмом Семёнова сторонились. Под его началом собрались только те военачальники «белого» движения, которые не знали слов «жалость» или «пощада».

После гибели адмирала Александра Колчака атаман при поддержке всё тех же японцев создал и возглавил «Временное восточно-забайкальское народное собрание», став в крае диктатором. Однако против него поднялась столь мощная волна партизанского движения, что Григорию Михайловичу пришлось эмигрировать в Маньчжурию. Затем он активно сотрудничал со всеми антисоветскими силами региона, в том числе и с японскими милитаристскими кругами.

В 1945 году атаман Семёнов оказался в руках советских «компетентных органов», его судили и по приговору суда казнили.

А родился будущий забайкальский диктатор 25 сентября 1890 года.

…Мне хотелось бы рассказать об этом страшном человеке подробнее. Но времени не хватает.

Он окончил Оренбургское юнкерское училище. Впоследствии барон Врангель, который лично знал Семёнова, отмечал его явно недостаточное образование для высоких должностей. По всей видимости, сам атаман понимал важность подготовки военных кадров; об этом можно судить хотя бы по тому факту, что, захватив в конце 1917 года власть в Чите, он тут же организовал здесь военное училище.

С другой стороны, об уровне его образования свидетельствует такой факт. Будучи ещё совсем молодым офицером, Григорий Михайлович служил в Военно-топографическом бюро и занимался съёмкой местности на сопредельных с Россией территориях Китая и Монголии… Семёнов сошёлся здесь с лидерами монгольского движения за отделение от Китая, и в определённой степени участвовал в рождении Монгольского государства; так вот, он же перевёл на монгольский язык (который он прекрасно знал, наряду с бурятским) Устав кавалерийской службы, а также стихи Пушкина, Лермонтова, некоторых других русских поэтов.

…В общем, как-нибудь я собираюсь вернуться к этой теме, и рассказать об атамане Семёнове подробнее.

А может и не вернусь. Рассказ о Григории Михайловиче непременно предусматривает рассказ о жертвах развязанного им террора, которые исчисляются многими тысячами человек, о зверствах, которые творили он сам и его сподвижники по отношению к пленным, мирным жителям, невзирая на возраст – под шашку шли старики, женщины, дети.

Повторюсь: гражданская война – самая жестокая из всех. Зверства творили едва ли не все поголовно, в каком бы лагере они ни находились.

Но даже среди военачальников нашей отечественной Гражданской войны атаман Семёнов отличался такой жестокостью, что возле него остались самые беспощадные головорезы, в то время как люди, не утратившие человеческого в душе, уходили от него полками.

***

Дополнения:

С судьбой Григория Семёнова пересекались судьбы:

Александр Колчак: http://starodymov.ru/?p=32319

Барон Унгерн: http://starodymov.ru/?p=20491

Дмитрий Хорват и КВЖД: http://starodymov.ru/?p=31216

Александр Керенский: http://starodymov.ru/?p=33890

Сергей Войцеховский: http://starodymov.ru/?p=33403

Ну и о жестокостях Гражданской войны напомню книгу: http://starodymov.ru/?p=10970

И ещё – о Дальневосточной Республике: http://starodymov.ru/?p=32911

Об окончании Второй мировой войны на Дальнем Востоке: http://starodymov.ru/?p=34558

О Великом Сибирском Ледяном походе: http://starodymov.ru/?p=1864